Сайт о велосипедах

Ремонт, выбор и эксплуатация велосипедов

Как стоять на велосипеде

Зачем велосипедисту стоять?

Существует в велоспорте такое понятие, как «сюрпляс», которое является калькой с английского названия Sur place. Этот прием может называться также трэкстенд (от англ. Trackstend). Фактически сюрпляс — это стояние на байке без опоры на землю.

Существуют даже конкурсы и более-менее профессиональные соревнования по этому «виду спорта». Кроме того, в гонках велосипедов очень широко применяется такой вид определения мест на стартовом поле. Да-да, никакой квалификации и пробных заездов на велосипеде. Стартует первым тот, кто дольше не коснется земли, оставаясь на велосипеде.

На фотографии ниже изображено одно из таких соревнований для велосипеда. Согласитесь, что со стороны это выглядит немного странно.

Кем было придумано и впервые исполнено доподлинно неизвестно, но сегодня этот прием является основой триала. Выше я рассказывал, что этот прием используется для определения того, кто стартует первым. Так вот, для соревнований велосипедов он часто используется в спринте, когда решается, кому же из велосипедистов будет стартовать первым. Если велосипедов очень много, а время ограничено — это работает очень хорошо.

Для простых смертных сюрпляс полезен в момент ожидания на светофорах (кстати, прочтите статью «Правила движения для велосипедистов»), но увлекаться этим не стоит. На светофорах лучше использовать стойку с ногами на земле — так гораздо безопасней, а дорога — это не место для игр, хоть велосипед и является полноценным участником движения.

Освоить прием его нетрудно, а впечатление он производит гораздо лучшее, чем нога, опущенная на землю, естественно, если делать умело.

Немного практики

Подготовка

Первое, что стоит сделать, овладевая техникой сюрпляса, опустить седло до минимума. Будучи в верхнем положении, оно очень сильно мешает и, вероятнее всего, будет тормозить процесс обучения. Поэтому, перед началом — опустите, а как будете использовать велосипед по прямому назначению — верните в обычное положение.

Пробовать себя в стоянии без опоры лучше на ровной поверхности, но с небольшим подъемом. Это позволит не отвлекаться на фактуру земли. Было бы вообще здорово, если бы вы тренировались на велосипеде в каком-то помещении. И тут я на на что не намекаю =)

Переходим к практике. Располагаем переднее колесо велосипеда на подъеме, выбираем низкую передачу и начинаем очень медленно ехать, чтобы поймать момент баланса. Как только вы его прочувствуете, можете пробовать удержаться на месте. Пока делайте всё интуитивно, но дальше нужна небольшая технология. Как только баланс пойман — идем дальше.

Вспоминаем, какая нога толчковая (или какой ногой начинаете чаще крутить педали). Она будет располагаться сзади, поскольку большая часть нагрузки приходится на нее. Если на какой-то ноге травма (растяжение, ушиб, боли в колене или сросшийся перелом), то ее лучше расположить спереди, если даже она является толчковой. Педали ставим на один уровень, руль поворачиваем на 45 градусов в сторону той ноги, что оказалась сзади, это сделает баланс более устойчивым.

Посадка на горном велосипеде должна быть примерно такой: руки прямые, опираются на руль, корпус повернут в сторону руля и толчковой ноги, плечи — над рулем, спина ровная, передняя нога прямая, заднюю сгибаем в колене, тело поднимается вверх настолько, насколько это возможно.

При чтении может показаться, что есть взаимоисключающие предложения, но это не так и вы поймете это, как только попытаетесь встать, используя свой велосипед.

Равновесие

Чтобы удержать равновесие необходимо: равномерно распределить вес тела между педалями и рулем, совершать небольшие движения рулем из стороны в сторону, усилить давление на переднюю педаль, и когда велосипед едва начнет трогаться с места, педаль чуть отпускается, а задней ногой возвращается равновесие.

Кстати, рекомендуем:

Велосипед после этих действий немного сдвигается вперед. Важно не поддаваться на провокации со стороны инерции. Следите чтобы тело не двигалось вместе в сторону велосипеда. Пытайтесь действовать только ногами.

Чтобы вернуть байк «под себя», немного подтолкните его назад при помощи ног и рук. Это может потребовать некоторых усилий, а при долгих тренировках — это может быть достаточно утомительно, ведь в такой «раскачке» на велосипеде можно простоять долго даже с первого раза.

Отработав технику, сможете обойтись минимальной амплитудой колебаний, а затем и полностью от них избавиться, естественно, для этого нужно время и терпение.

Вестибулярный аппарат

Не стесняйтесь просить о помощи. Иногда бывает полезно, если в начале обучения вас будут придерживать в процессе поиска точки равновесия, но просите, чтобы помощник держал именно вас, а не велосипед. Ну как держал, подталкивал в случае, если вы начнете заваливаться на одну из сторон.

Еще небольшая хитрость заключается в зрительном фокусировании на определенных предметах. Поскольку вестибулярный аппарат у нас связан и со зрительной информацией, полезно будет фокусироваться на каком-либо предмете поблизости. С помощью этого приема вы получите большую устойчивость к раскачиванию.

Как только сможете достаточно долго стоять на велосипеде на подъеме, можно будет начинать пробовать стоять на плоской поверхности используя все советы, изложенные раньше.

Следующий шаг — использовать тормоза (V-brake или дисковые) для удержания байка на месте. Использование тормоза поможет держать велосипед неподвижным только если вы освоились со всеми предыдущими навыками, иначе — тормоз будет только мешать. Когда и эта техника будет освоена, можете смело применять свое умение в условиях города. А дальше - триал.

P.S.

Искренне надеюсь, что статья вам поможет лучше понять свой велосипед и научиться на нем правильно и более безопасно кататься. Ведь, лучше один раз прочитать статью и пару часов потренироваться, чем несколько раз упасть и долго лечить травмы: ссадины, ушибы и растяжения. А, ведь, падение может произойти далеко от дома. Велосипеды, как мы знаем рассчитаны на долгие прогулки.

В общем, удачи вам и легкой дороги для велосипеда.

Текст подготовил Роман Борисов.
Опубликовано: Май 29, 2015.

Производители: