Сайт о велосипедах

Ремонт, выбор и эксплуатация велосипедов

Виды, типы и классы велосипедов

Текст подготовил Роман Борисов. Просмотров: 38077.

Популярность велосипедов в мире, в настоящее время, настолько велика, что их производители постоянно выпускают все новые модели и модификации. Они буквально дерутся за «место под солнцем» и если проводить сравнение Shimano и SRAM (ведуще производители велосипедной техники), то останется очень много вопросов.

Однако, с учетом уже сложившихся традиций, велосипеды можно разделить на несколько основных категорий, которые объединены основными особенностями конструкции. Они в свою очередь также часто делятся на разные виды в зависимости от специфики эксплуатации или назначения.

Классы велосипедов:

  • Шоссейные
  • Трековые
  • Кроссовые
  • Горные
  • Велосипеды БМХ
  • Для триала
  • Массовые
  • Другой велотранспорт

Шоссейные велосипеды

Данные велосипеды — классическое направление в велосипедостроении. Их используют для передвижения по ровным покрытиям, достижения большой скорости и поддержки ее в течение долгого времени. Диаметр колес обычно — 28". Покрышками служат трубки, представляющие собой и камеру и покрышку. К колесу такие трубки крепятся при помощи специального клея.

Минимальный вес, высокое давление внутри покрышки (10−12 атмосфер) и гладкий рисунок протектора позволяют развивать высокую скорость. Шоссейные гонки обычно бывают многодневными и состоят из нескольких этапов. Каждый из них имеет протяженность от 10 до 250 км и различается в зависимости от рельефа местности. Поэтому шоссейные велосипеды делит на: велосипеды для общего и для раздельного старта.

Для общего старта

Базу такого велосипеда делают как можно короче, чтобы обеспечить максимально эффективный разгон. Любые зазоры между колесом и рамой сведены к минимуму. Руль скручен по форме баранки и позволяет велосипедисту менять положение на высокое или низкое. Это позволяет спортсмену педалировать долгое время в разных режимах, и ехать с большой скоростью.

Для раздельного старта

Предназначены для езды на сравнительно небольшие дистанции за максимально короткий срок. Руль велосипеда имеет не скрученную форму и дополнительные накладки, напоминающие рога разной длины и направления, поэтому часто велосипеды с ними называют «рогатками». Если большого ветра нет, то применяют более аэродинамическое заднее колесо, выполненное в виде монокока из композитных материалов, что позволяет развивать высокую скорость.

Переднее колесо остается оспицованым, чтобы сохранить хорошее управление велосипедом. Дистанцию раздельного старта обычно варьируют от 10 до 25 км. Велосипедисты по ней проезжают поочередно, стартуя, через определенный промежуток времени, друг за другом.

Велосипеды для треков

Классика велосипедостроения. Предназначены для соревнований на искусственных ровных покрытиях — треках. Как правило, представляющих собой закрытые помещения. При конструировании рамы учитываются аэродинамические характеристики. Колеса имеет размер — 28". Его зачастую собирают не из спиц, а из легких композитных материалов в виде монокока.

Такое колесо режет воздух, создавая максимальный аэродинамический эффект. Данная конструкция может себя хорошо проявлять, только если нет естественных порывов ветра. Такой велосипед имеет одну звезду на шатунах и одну на задней втулке. У заднего колеса отсутствует свободный ход. Спортсмен может регулировать скорость движения только скоростью кручения педалей. Соотношение количества зубьев передней звезды к количеству зубьев задней, подбирают индивидуально под каждого спортсмена.

Кроссовые велосипеды

Благодаря конструктивным особенностям, данный класс велосипедов с успехом эксплуатируется на пересеченной местности. По размерам и геометрии рамы, они схожи с шоссейным велосипедами, однако для большей устойчивости имеют более длинную базу. Размеры колес — 28". На них используют камеры с покрышками с прочным бортом и более «злым» рисунком протектора, чтобы обеспечить лучшее сцепление с поверхностью.

Кстати, рекомендуем:

Руль велосипеда для лучшего маневрирования делают более прямым и широким. Велосипед оснащен эффективными тормозами, помогающими удерживать его на сложных крутых спусках. Кроссовые состязания очень динамичны. Спортсмены преодолевают множество естественных и искусственных препятствий, нередко перепрыгивая их, чтобы сохранить темпы движения. Длительность гонки обычно составляет 2−3 часа или 20−50км. Участвует в подобном состязании около 100 спортсменов.

Горные велосипеды

Подобные велосипеды появились сравнительно недавно. Местом их рождения принято считать Калифорнию. Уже по названию видна их внедорожная направленность. База этих велосипедов по сравнению с шоссейными заметно увеличена. Поэтому их скоростные характеристики невелики, зато параметры устойчивости просо поразительны.

Размер колеса — 26". Покрышки имеют большой объем и «злые» рисунки на протекторах, также снижающие фактор скорости, но позволяющие игнорировать плохое дорожное покрытие и легче передвигаться по пересеченной местности. У горного велосипеда низкий передаточный момент привода, дающий ему возможность преодолевать очень крутые подъемы, даже сильно нагруженным.

Толстостенная и прочная рама выдерживает нагрузки и во время педалирования и связанные с падениями и прыжками, а также поперечными воздействиями, которые обусловлены большой нагрузкой на велосипед. Горные велосипеды принято делить на типы по конструкции рамы. Сейчас выпускаются два типа горных байков. Типы горных велосипедов: Хардтейл и Двухподвес (по строению рамы).

Хардтейл

С английского переводится как жесткий хвост, потому что у данного вида жесткая конструкция рамы. Один из основных конструктивных моментов этого типа — передняя вилка, которую делают аммортизирующей или жесткой.

Двухподвес

Двухподвесная рама сконструирована с амортизатором не только в передней вилке, но и в раме. Благодаря различным вариантам реализации задней подвески можно регулировать как ход амортизатора, так и динамику его работы.

Велосипеды БМХ

У БМХ размер колес — 20" и устойчивая рама с низкой, длинной базой. Руль высокий, имеющий дополнительные переборки для жесткости конструкции, что позволяет велосипедистам занимать удобное положение, несмотря на подобную раму. Наличие основных компонентов в БМХ может варьировать в зависимости от направленности транспортного средства в целом и является его главным отличительным признаком.

Переключатели скоростей на него не ставят. Передачу делают глухую и подбирают лишь заменой одной звезды на другую. Рама отличается конструкцией задних перьев, благодаря которой, можно нужным образом натянуть цепь без каких-либо натяжителей. В БМХ вилки делают исключительно жесткими и очень прочными. Наиболее распространены два типа велосипедов БМХ — кросс и фристайл.

БМХ кросс

Этот вид предназначен для быстрой езды по дистанции, поэтому для набора высокой скорости снабжен большим передаточным числом «привода». Полное отсутствие лишних элементов и максимально упрощенная конструкция тормозов и рулевой колонки.

БМХ фристайл

Имеет усиленную раму и может выдерживать нагрузки не только от езды но и от возможных механических воздействий. Тормозные тросики на рулевой колонке выполнены таким образом, что позволяют крутить руль на 360 градусов. Оси втулок укреплены пегги, благодаря которым БМХ райдер при необходимости скользит по различным выступам или бортикам.

Велосипеды для триала

Используются для поездок по естественным или искусственным препятствиям: большим камням, стволам и т.д. Оснащен очень маленькой рамой, по возможности усиленной в местах наиболее сильных нагрузок. В момент триала седло и подсидельная труба убираются, либо вообще не предусмотрены конструкцией рамы. Имеет жесткую переднюю вилку, причем с ровными перьями по всей длине. Руль очень широкий с задиром вверх, без переднего переключателя.

Педали у него широкие, а для защиты звезд и взбирания на труднодоступные предметы, на шатуны крепят рокринг или на каретку специальный поддон. Заднюю покрышку делают максимально большого объема, переднюю — максимально маленького. Сейчас выпускают два вида триальных велосипедов: триальный 20" и промышленный 26".

Массовые велосипеды

Современные массовые велосипеды, как дешевый, довольно быстрый и экологически чистый вид транспорта очень популярны. В настоящее время их достаточно условно делят на: дорожные, туристические, складные и детские.

Другие виды велосипедов

Дорожные велосипеды

Используется в повседневной жизни, как городское или междугороднее транспортное средство. Обычный размер колеса — 28". Компоновка руля, геометрия рамы и сидения позволяют быстро передвигаться, не затрачивая больших усилий. Их дополняют защитные крылья, багажник для велосипеда или велокорзинка, передняя и задняя фара.

Туристические велосипеды

Это более надежная и прочная и а также снабженная дополнительным оборудованием версия горного или дорожного велосипеда. К дополнительным аксессуарам можно отнести туристические велобагажники, подсумки, велонасос, фляги для воды с флягодержателями, велосумку для ремкомплекта или запасных камер (см. статью «Ремонт камеры велосипеда»).

Складные велосипеды

Благодаря тому, что он компактно складывается, его легко хранить или транспортировать. Обычно все трансформирующиеся детали выполняют с применением эксцентриков, не требующих дополнительных инструментов для складывания.

Детские веловипеды

Выбор детского велосипеда зависит от возраста ребенка. Стандартная градация поставлена в зависимость от размера колес. У детских велосипедов они 12" и 16". Подростковые велосипеды имеют размеры 20" и 24". От 26" размера идут взрослые велосипеды.

Альтернативный велотранспорт

Немалая часть людей из-за особенностей физиологии, убеждений или других причин не желают или не могут пользоваться классическими велосипедами. Однако конструкторы велосипедов создали немало разновидностей велотранспорта, позволяющих удовлетворить даже самые притязательные желания и потребности. Давно налажен промышленный выпуск тандемов, трициклов, велогибридов, веломобилей и велокалясок.

Тандем

Специальная конструкция рамы позволяет передвигаться на тандеме сразу двум гражданам. Причем в процессе педалирования должны участвовать оба велосипедиста. Управляет этим средством передний велосипедист.

Трицикл

Представляет собой трехколесную и очень устойчивую машину. Удобен для тех, кто не решается ездить на двухколесном велосипеде из-за плохой координации движений. В пространство между задними колесами обычно устанавливают мини кузовок для перевозки грузов. Когда вместо кузова ставят дополнительные кресла, то он превращается в велотакси.

Велогибрид

Оригинальное расположение и сочетание компонентов и узлов данной конструкции, а также низкая посадка пилота позволяет снизить сопротивление воздуха и заметно повысить скорость движения средства. Причем на езду тратится намного меньше энергии чем на обычном велосипеде.

Веломобиль

Оригинальный экологически чистый и к тому же вместительный транспорт — машина с велосипедным приводом. Рулевое управление напоминает автомобильное. Педали крутят все пассажиры. Можно установить небольшой кузовок позволяющий перевозить необходимые вещи.

Велоколяска

Бывает пассажирской и грузовой. Ее крепят к велосипеду или веломобилю специальным креплением на шарнирах. Дает возможность перевозить более габаритные и тяжелые грузы или даже пассажиров, например ребенка.

Читать дальше…

«В детстве я молил Бога о велосипеде; потом понял, что Бог работает по-другому… Я украл велосипед и стал молить Бога о прощении»

Аль Пачино

Производители:

Куда поехать.орг:
Куда поехать за границу
NES Game.ru:
Лучшие игры из детства на Денди 8 бит
Ученику.ру:
Бесплатное обучение фотографии