В далеком детстве, когда история развития велосипеда была не такой длинной, у меня был велосипед «Салют», чья цепь, кажется, совершенно не знала износа. А вот мой горный велосипед этим похвастаться не может, максимум, на который ее хватает — это год, хотя у некоторых из моих друзей она прослужила дольше, но и юзали они велосипед намного меньше. Поэтому остановимся на цепях, их степени износа, а также выборе новой и самостоятельной замене.
После моего такого далеко вступления у многих возник вопрос: почему цепи на советских велосипедах служили дольше? Ответ очень прост, в основном на них была лишь одна скорость, поэтому цепь была всегда расположена параллельно звездам. А что мы видим на современном горном велосипеде? Несколько звезд системы (2 или 3), на которые приходится от 3 до 5 звезд кассеты, следовательно, перекосы становятся неизбежными.
Но были, конечно, и велосипеды с несколькими скоростями, однако, чтобы переключить на них скорость, цепь нужно было передвинуть чуть дальше звезда, после вернуть ее назад, а на современных горных велосипедах цепь при переключении четно становится куда надо, но и это не все, при хорошей настройке переключателя, можно перескакивать по 3−4 скорости сразу. Чтобы этого добиться, инженерам пришлось уменьшить высоту зубцов звезд.
Для сравнения, на старых велосипедах советской эпохи зубцы на звездах были той же высоты, что и цепные звенья, а на современных горных велосипедах они едва достигают середины. Это, естественно, приводит к быстрому износу цепи, ее растяжению, из-за чего цепь начинает как бы проскакивать по зубцам звезд. При 3 мм на маунтинбайке практически становится невозможно ездить и если этого не обнаружить цепь может просто порваться и будет нужна либо перевозка велосипеда на легковом автомобиле, либо перенос на своих плечах.
Все выше сказанное приводит к следующим выводам: хоть современные цепи горных велосипедов мощнее и прочнее, из-за условий работы срок их службы намного меньше, чем у советских их прототипов, требует частой чистки и смазки, особенно если вы гоняете по горным тропам и грязи.
Износ велосипедной цепи
Давайте теперь рассмотрим, что такое современная цепь для горного велосипеда? Это роликовая однозарядная цепь с шагом 12,7 мм. Каждое звено цепи состоит из двух пластин, а ее звенья между собой соединяются пинами с роликом. Ширина цепи зависит от количества звезд в кассете, поэтому при замене цепи, следует обратить внимание, какая кассета установлена на вашем маунтинбайке, то есть, если в кассете 7−8 звезд, то цепь подбираем под 8 передач, если в кассете 9 звезд — под 9 передач, если 10 звезд — под 10 передач.
Наиболее распространены цепи от признанных производителей, но в долгую войну SRAM vs. Shimano тут включается и KMC. В принципе все они производят одинаковые цепи, поэтому если у вам стоит кассета SRAM, то вы с легкостью можете поставить цепь от Shimano.
Обращая внимание на качество, следует заметить, что каждая фирма производит как великолепные, так и просто хорошие цепи. Но народное мнение говорит, что цепи SRAM одни из самых лучших, а вот к цепям KMC следует относиться с опаской.
Зачем менять цепь?
Зачем нужно менять цепь, прежде чем она совсем развалится? Во-первых, срок службы цепи и кассеты различается в три раза (цепь изнашивается быстрее). Во-вторых, чем сильнее изношена цепь, тем более высока вероятность, что она убьет кассету, а может и звезды системы, что приведет к замене всего — и цепи, и кассеты, и системы, а это достаточно затратно. Поэтому за цепью необходимо следить и вовремя отмечать ее износ.
Как определить износ цепи велосипеда?
Есть только один правильный вариант, и это не километраж, как многие могли подумать. Чтобы определить износ цепи вам понадобится слегка натянутая цепь и штангенциркуль спецкалибра, хотя можно воспользоваться и линейкой, но мы бы этого не рекомендовали. Ниже мы приведем значения для стандартной цепи на 24 звена. В новом состояние ее длина 304, 8 мм. Какие значения о чем говорят:
- 305−306,5 мм — все хорошо,
- 306,6−307,5 мм — цепь пора менять,
- 307,6−308 мм — вы все еще можете заменить только цепь, но звезды уже пострадали,
- более 308 мм — цепь и звезды убиты, система может быть еще жива, но верится в это с трудом.
Выбор цепи для велосипеда
Кстати, рекомендуем:
Следует обращать внимание на маркировку, а точнее на последние две цифры — чем число выше, тем лучше цепь. А у цепей КМС есть еще и цветовое отличие: самые лучшие цепи имеют золотой окрас (кроме цепи Х8 на 8 передач). А для того, чтобы вам было легче выбрать новую цепь, посмотрите на предложенную маркировку указанных нами фирм.
Цепи Shimano
- на 7−8 передач: CN-HG40, CN-HG50, CN-IG70, CN-HG70, CN-HG91 (есть еще цепи серии CN-UG** — но они совсем низкого качества)
- на 9 передач: CN-HG53, CN-HG73, CN-HG93 и CN-7701
- на 10 передач: CN-HG74, CN-HG94 CN-5600, CN-5701, CN-6600, CN-6701, CN-7901 и CN-M980
Цепи SRAM
- на 7−8 передач: PC-830, PC-850, PC-870 и PC-890
- на 9 передач: PC-951, PC-971, PC-991 Cross step и PC-991 Hollow pin
- на 10 передач: PC-1031, PC-1051, PC-1071, PC-1091 и PC-1091R
Цепи KMC
- на 7 передач: Z50, Z51, Z51RB
- на 8 передач: Z72, Z82, Z92, Z7, Z8, Z8RB, Z92RB и X8
- на 9 передач: Z99RB, Z99, X9, X9L и X9SL
- на 10 передач: X10, X10L, X10EL и X10SL
- на 11 передач: X11L, X11SL