Сайт о велосипедах

Ремонт, выбор и эксплуатация велосипедов

Как снять звездочку с велосипеда

Изображение: www.singletracks.com

Велосипед — средство передвижения, приводимое в действие при помощи физической силы человека. Так можно описать суть техническими словами. На самом деле — это друг с детства.

Как только начинаем подрастать и что-то понимать, мы тащим своих родителей туда, где можно выбрать велосипед и с криками: «Купи!!», в итоге с гордостью катим домой новинку, при этом еще не подозреваем, что за любой техникой необходим уход и что она может сломаться. Даже старенький велосипед может еще послужить.

Строение задних звезд

Трансмиссия велосипеда требует периодического обслуживания. Наиболее частые проблемы — это износ цепи и выход из строя одной или нескольких звездочек на кассете. Износ справедлив и для односкоростного велика, разница лишь в том, что цепь и сама звезда рассчитаны на более долгую эксплуатацию.

От втулки заднего колеса зависит эффективность и функциональность велосипеда. Деталь имеет несколько составляющих. Если возникла тяжесть хода, то вероятно, появились неполадки и поврежден конус. Для ликвидации неисправностей нужно открутить гайки ключом и снять колесо. При регулярном осмотре технического состояния транспорта нужно обращать внимание на конус втулки, чистить и смазывать детали, подшипники. Эта деталь очень важна, она организует передачу трансмиссии к колесу от педалей, а также несколько других немаловажных задач.

Любая изношенная часть трансмиссии негативно сказывается на всей ее работе, поэтому отработанную звезду нужно заменить. Особенно эта проблема всплывает на звездочках, используемых слишком часто, что, в принципе, логично. Перед тем, как поменять, необходимо снять изношенную звездочку с заднего колеса, о чем и будем говорить дальше.

Главные вопросы

Чем отличается кассета от трещотки?

Надо сказать, что сзади может ставиться кассета или трещотка. Неопытный пользователь может перепутать эти две детали, но их отличие в том, что звезды кассеты имеют минимальный диаметр 11Т, а у трещотки — 14Т. Для замены задних звезд велосипеда необходимо снимать всю кассету полностью.

Кассета — современный вариант с внутренним шлицевым креплением на ось втулки.

Трещотки, как устаревший вариант, можно встретить только на бюджетном скоростном байке. В набор входит обычно 5−7 передач. Трещотка заднего колеса велосипеда имеет несколько ведомых звезд, которые соединяет втулка свободного хода. Трещотка считается не очень долговечным и надежным компонентом, часто возникают поломки оси из-за несовершенства конструкции. Снять трещотку для осуществления ремонта или замены возможно, но крепление тут внешнее, резьбовое, съемный инструмент отличается от кассетного. Принципиальным отличием от кассеты является целостность — поменять звезду отдельно на трещотке нельзя. Тут или все сразу, или вовсе ничего. Поэтому будем рассматривать, как установить новую звездочку на кассету.

Можно ли демонтировать кассету без съемника и хлыста?

В принципе, это можно сделать с помощью шлицевой трубки и накидного ключа. Хлыст можно сделать самостоятельно, приварив к металлической рукоятке ножа кусок старой цепи.

Разборка и демонтаж трансмиссионной кассеты (задних звездочек)

Для того чтобы отрегулировать подшипники на задней втулке, чтобы заменить изношенную звездочку, а иногда для замены лопнувшей спицы заднего колеса — необходимо снять кассету с звездочками.

Сделать это не так сложно, хотя набор трансмиссионных звезд заднего колеса и превышает передний. Стандартный набор включает восемь компонентов, а в высокоскоростных моделях (или на велике спортивного направления) их 9 или 11. Китайцы предлагают и наборы с 12.

Заднюю часть трансмиссии разобрать не очень трудно, все, что понадобится — это время и несколько инструментов. Как и при замене ведущих звезд, здесь потребуются специальные инструменты:

  • Шестигранники или спец ключи Torx (звёздочки).
  • Цепной хлыст-фиксатор.
  • Съемник кассеты.
  • Специальный гаечный ключ-съемник, опционально: разводной гаечный ключ или головка.
  • Дополнительно: гаечные ключи, выжимка цепи.

Кстати, рекомендуем:

Последовательность работы:

  1. Снять заднее колесо ключом на 15, с эксцентриковым креплением все просто — разжимаем рычаг и ослабляем фиксирующую гайку.
  2. Следующим этапом будет откручивание осевых гаек. Для нее понадобится ключ на 17. Чтобы свернуть крепление с проворачивающейся оси, накидываем дополнительную гайку для фиксации оси.
  3. Выкрутить подшипниковый конус и вытащить подшипник с противоположной стороны.
  4. Вынуть ось с конусом и подшипником. О компонентах втулки: по необходимости можно сразу их заменить на новые.
  5. Вставить съемник кассеты в шлицы.
  6. Положить хлыст на самую большую (низшую) звезду. Ее будем вращать по часовой стрелке.
  7. Разводным ключом или головкой вращать съемник против часовой стрелки.

Снимаем звездочку самостоятельно

  1. Переворачиваем велосипед и устанавливаем его на руль и седло.
  2. Первое, что надо будет сделать, — это освободить велик от заднего колеса. При помощи ключа отвинчиваются гайки, а цепь сбрасывается с задних звезд. На горном велосипеде обычно снять и надеть колесо — секундное дело, благодаря креплению эксцентриком.
  3. Снимаем цепь и приступаем к разбору кассеты, для этого вам понадобится специальный съемник и хлыст, которые вы можете приобрести в специализированном магазине. Съемное приспособление устанавливается на шлицевую гайку кассеты. Хлыст — небольшой плоский «нож» с фрагментом цепи — нужен для удержания кассеты от проворачивания. При помощи разводного ключа вращаем съемник, хлыст же направляем в противоположную сторону, а проще говоря, удерживаем им большую звезду системы. Ремонтируют детские велосипеды, как правило папы, и сил у них достаточно, для того чтобы зафиксировав самую большую звездочку при помощи хлыста и накинув гаечный ключ на съемник отвинтить шлицевую гайку. Откручивается все в сторону холостого хода колеса и при этом раздается небольшое похрустывание, не пугайтесь, это происходит из-за формы маленькой звездочки.
  4. Отвинтив гайку, снимаем кассету, учитывая, что между маленькими звездочками могут находиться промежуточные шайбы, вместо прокладок. Для замены звездочки понадобится набор инстументов.
  5. Разбирая всю эту конструкцию, аккуратно складывайте все запчасти так, чтобы они лежали в той последовательности, в какой вы их сняли, иначе возникнут трудности во время сборки.
  6. Сняв все звездочки и кассету, в последнюю очередь убирается защитное пластиковое кольцо. Осмотрите все снятые детали внимательно, замените изношенные, почистите и смажьте, чтобы после сборки узел проходил еще долго.
  7. Сборка кассеты звездочек производится в обратном порядке. Одевается цепь, закручивается заднее колесо, аппарат переворачивается и он вновь готов бороздить по дорогам принося радость и удовольствие от движения.

Так просто можно снимать кассету в домашних условиях. Большинство современных наборов звезд разборные, можно установить одну-две новые звезды. Однако при сильных износах, когда сточена половина кассеты, менять их по отдельности не имеет смысла. Также сложности могут возникнуть, если стерлась самая большая звездочка, на которую обычно крепятся все остальные.

При замене отдельных звезд, особенно средних, разбираем кассету аккуратно, чтобы не потерять все разделительные и фиксирующие шайбочки. Все проще с кассетой на пауке — ее не надо разбирать, звезда снимается отдельно со своего крепления.

Внимание на расположение  звездочек в кассете

При замене звёздочек нужно обратить внимание на их взаимное расположение.

Наружная звезда, обычно самая большая, имеет выступающий с одной стороны небольшой штифт. Звёздочку следует расположить так, чтобы штифт находился за шатуном во избежание полного заклинивания цепи в случае её соскока и падения между наружной звёздочкой и шатуном.

Внутренняя звёздочка обычно имеет небольшую маркировку посередине наружного края, которую тоже следует размещать за шатуном.

Скошенные края зубцов — которые помогают переключению скоростей — либо фирменный знак или же любая другая маркировка должны быть видимы снаружи при установке звёздочки.

Установите звёздочку маркировкой наружу, тем самым правильно располагая зубцы для плавного переключения скоростей.

Когда звёздочки расположены правильно, вставьте гайки в отверстия. Зафиксируйте их при помощи специального ключа или шестигранников, затем вкручивайте болт в гайку по часовой стрелке до тех пор, пока не почувствуете лёгкого сопротивления, скрепив при этом звёздочки.

Повторите эти действия со всеми болтами, а затем поочерёдно затягивайте каждый болт на четверть оборота за раз до упора. Можно использовать для этого динамометрический ключ, затягивая болты до момента, обозначенного на болтах.

Установите шатун со звёздочками на ось, не забыв продеть их через цепь. Прокрутите педали и попереключайте скорости, чтобы убедиться, что всё работает правильно. Если вы изменили размер внешней звёздочки, возможно, придётся подрегулировать передний переключатель для более плавной смены скоростей.

Как собрать заднюю трансмиссию после замены звездочек

Сборка заднего трансмиссионного узла:

  1. Поставить и зафиксировать новую звезду, собрать кассету.
  2. С помощью съемника установить барабан на шлицевое крепление втулки. Перед закручиванием необходимо выровнять барабан, чтобы соединение не стерлось под нагрузкой. Хлыст здесь не понадобится — просто с усилием вращаем съемник по часовой стрелке.
  3. Собрать втулку: вставить ось со стороны кассеты, затем подшипник и конус с левой стороны, зафиксировать ось гайками.
  4. Надеть цепь и поставить заднее колесо.
  5. Проверить работу трансмиссии и отрегулировать задний переключатель скоростей. Своевременная замена звездочек избавит от неприятных неожиданностей в поездках и позволит в целом увеличить ресурс трансмиссии велосипеда.

Как правильно ухаживать за цепью?

Цепь изнашивается достаточно быстро, особенно, если ее периодически не чистить и не смазывать. От износа она удлинняется. Можно проверить состояние цепи, приподняв ее над зубьями звездочки. Новую цепь приподнимается на 1−2 мм. Но цепь нужно менять, когда растягивание увеличится до 7 мм. При замене цепи придется одновременно поменять и звездочки задней втулки.

Если цепь облеплена обычной дорожной грязью, ее легко смыть струей из шланга. Но если грязь смешана с маслом, воспользуйтесь чистой тряпкой. Удалите грязь между звездочками задней втулки, протрите зубья звездочек каретки. Далее распылите растворитель между звеньями цепи и очистите их зубной щеткой. Очистив цепь, смежьте ее маслом.

В хорошую погоду цепь должна быть сухая и чистая, а во время дождя и морозов ее нужно обильно смазывать. Эксперты рекомендуют чаще менять цепь, потому что она стоит дешевле кассет и систем. А новая цепь продлит службу всей системы. У горных велосипедов замену лучше проводить через каждые 2000 км, у гибридов и щоссейников — через 3000−6000 км.

Текст подготовил Роман Борисов.
Опубликовано: 29 июля, 2021.
Источники: velofans.ru, uznayvse.ru, velobajo.ru, velosmak.ru, velofans.ru, ex3msport.life.
Рубрики: Ремонт и уход.

Производители: