Передняя вилка: устройство и виды
Передняя амортизационная вилка — одна из важнейших составляющих горного велосипеда. Ее основная задача — это быть амортизатором, иначе демпфером (устройством для гашения колебаний и вибраций).
Принцип действия амортизатора сводится к тому, что он быстро сжимается (при наезде на препятствие) и медленно разжимается (чтобы сила противодействия не выкинула вас из седла). Чаще всего вилка уже установлена на велосипед при покупке, но не всегда ее качество отвечает всем требованиям велосипедиста. Чтобы выбрать правильную, подходящую именно вам вилку, стоит ознакомиться с различиями в видах и способах работы современных амортизационных вилок.
Пружинные вилки
Самые дешевые и некачественные вилки. Обычно их цена колеблется в пределах от 1500 до 3000 рублей, но даже эта сумма, потраченная на покупку пружинной вилки, вряд ли себя оправдает. Она по сути не является амортизатором, так как колебаний не гасит, к тому же имеет свойство часто ломаться. Максимум, для чего годится такая вилка — это детский велосипед для катания во дворе. При катании велосипед и мышцы будут напрягаться так сильно, что усталость металла и ваших мышц будет накапливаться в разы быстрее (и это плохо).
Пружинно-эластомерные велосипедные вилки
Стоимость этих вилок примерно в два раза выше обычных пружинных, но назвать эту систему полноценным амортизатором тоже нельзя. Роль демпфера в них выполняет эластомерный стержень, но качество его работы оставляет желать лучшего. Он лишь слегка замедляет сжатие, но при возврате в исходное положение делает это слишком быстро, отбивая спортсмену и руки, и почки, но такую вилку без сомнения можно поставить на прогулочный или обычный туристический велосипед для небольших путешествий в пределах города.
Не стоит верить находчивым производителям, выпускающим якобы «зимние» пружинно-эластомерные вилки. К сожалению, в условиях отечественного климата эти агрегаты в принципе перестают работать. Если перед покупкой настоящей амортизационной вилки вам захочется все-таки потратить лишние деньги на пружинно-эластомерный вариант, советуем предпочесть продукт фирмы RockShox Judy.
Воздушные вилки
В этом амортизаторе воздух является и пружиной, и демпфером. Принцип их работы аналогичен масляно-воздушным, но стоимость несколько ниже — от 5000 рублей. Узнать эту вилку можно по маркировке AT или HT, производятся они фирмой RST.
Для агрессивного стиля катания воздушные вилки все-таки слабоваты — слишком быстро изнашиваются, но для размеренной езды в свое удовольствие вполне подходят. Единственный минус — они недолговечны, поэтому если вы планируете долгое использование, лучше обратиться к другим вариантам.
Масляно-воздушные вилки на велосипед
Реально работающие амортизаторы, цена на которые начинается от 8000 рублей. В качестве демпфера в них используется капсула с маслом, а воздух работает пружиной. Качество работы этой вилки напрямую связано с ценой. Масляно-воздушные вилки, стоимостью свыше 10000 обычно показывают более высокие результаты, чем масляно-пружинные, купленные за 8000 (хоть они и считаются лучшими).
Масляно-воздушные амортизаторы также различаются по давлению воздуха: оно бывает высоким и низким. Вилки высокого давления показывают лучшую динамику и менее чувствительны к перепадам температур. Напротив, вилки низкого давления нуждаются в перенастройке параметров при падении температуры даже на 10 градусов, зато они обладают большим запасом прочности и служат дольше. У масляно-воздушных вилок есть еще один плюс — они выдерживают спортсменов большого веса.
Масляно-пружинные вилки
Считаются лучшим видом амортизаторов и используются в самых дорогих моделях велосипедов (исключая самый дорогой велосипед в мире). Демпфером, как и в масляно-воздушных вилках работает масляная капсула, а пружина изготовлена из стали. Цены на эти пружины начинаются от 6000 рублей, но качество их возрастает пропорционально цене. Эти вилки неприхотливы, подходят для любого стиля катания, но уступают масляно-воздушным по диапазону регулировок.
Кстати, рекомендуем:
Масло — отличный демпфер, который сам обладает смазывающими свойствами, что существенно упрощает обслуживание. Но упрощает — не значит исключает полностью. Поэтому стоит знать, в чем преимущества и недостатки существующих способов залива масла в амортизатор.
Открытая масляная ванна — позволяет легко менять летнее масло на зимнее и обратно; допускает регулировку отбоя при помощи увеличения или уменьшения вязкости масла, а жесткости — при изменении его уровня в амортизаторе; не требует смазки внутренних частей; комплектуется обычно качественными сальниками и пыльниками, что позволяет реже проводить техобслуживание.
Закрытая масляная ванна — замена масла только при замене капсулы, нет возможности регулировать отбой; жесткость такой вилки будет выше; требует частого техобслуживания для смазывания внутренних частей; часто встречаются дешевые комплектующие.
Очевидно, что по большинству параметров закрытая масляная ванна уступает открытой, поэтому стоит обращать внимание на эту характеристику, если вы хотите, чтобы вилка служила долго.
Регулировка передней вилки велосипеда
Итак, выбрав правильную вилку, вы получаете возможность подстраивать параметры ее работы под свой вкус и стиль езды. Для этого необходимо определиться, за что отвечает каждая из настроек, и в какую сторону ее менять. Но стоит учитывать, что регулировки реально работают только на воздушных, масляно-воздушных или масляно-пружинных вилках, в остальных существуют лишь для красоты.
Preload
Эта настройка регулирует жесткость пружины. Ее еще называют негативным ходом пружины. В норме этот показатель у вилки не превышает десяти процентов хода. Обычно настраивается однократно, с учетом веса спортсмена. В увеличении нуждается только при изменении стиля катания, например, на даунхилл, который требует повышенной жесткости.
Rebound
Отвечает за отбой. Очень важна при смене покрытия: для ровной дороги отбой должен быть минимальным, чтобы на него не затрачивалась энергия педалирования, а на пересеченной местности rebound откручивают для получения полноценной работы вилки. Если вы планируете часто менять эту настройку в процессе езды, убедитесь, что регулятор находится снаружи, а не внутри амортизатора.
Существуют и такие системы, которые подстраивают степень отбоя самостоятельно: это разработки компании Marzocchi под названием SSV, и более современные SSVF и HSCV. Их принцип работы основан на чувствительности внутренних контуров к скорости жиклеров, в результате которого, при возрастании колебаний, амортизатор сам себя смягчает.
Compression
Регулировка, позволяющая в противоположность предыдущей, позволяет снижать скорость сжатия вилки. К сожалению, на практике встречается редко.
Extension control
Регулировка хода амортизационной вилки с возможностью блокировки. Полезная настройка при покорении возвышенностей или при активном педалировании по ровному покрытию. В «крутых» амортизаторах эта регулировка может запоминать несколько положений, а также кроме хода регулировать скорость работы вилки.
LockOut
Полная блокировка вилки в одном положении. Иногда полезна, но чаще всего эта функция включается в предыдущую.
Вместо итога
Чтобы выбранная вами вилка стала надежным помощником на любой трассе и на любом покрытии, необходимо помнить, что общее впечатление складывается, подчас из деталей. Поэтому убедитесь, что у производителя амортизатора есть сертифицированный представитель в Российской Федерации, а в вашем городе есть пункт приема (в случае поломки или заводского брака).
Выбирайте только ту вилку, у которой обе ноги имеют одинаковое устройство как демпфера, так и пружины. И не важно, что говорит продавец — у «однобокой» вилки качество работы ниже, а изнашивается она быстрее. Еще один подвох — наружная смазка. Хорошо работают вилки с наружной смазкой только сферические и только в вакууме, остальные мгновенно забиваются грязью и приходят в негодность.
Некоторые вилки предусматривают улучшение характеристик посредством замены «начинки». Если в ваши планы входит увеличение собственного профессионализма и уровня технической оснащенности велосипеда, стоит выбирать именно этот продукт.
И напоследок хочется отметить, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке, поэтому подходите к выбору вилки с умом и приготовьте не менее 7−8 тысяч рублей, если хотите получить хорошую, удобную и простую в обслуживании вилку.