В маунтинбайке используют две системы тормозов: дисковые или v-brake. О том, какие из них лучше, ведутся постоянные споры.
Производители все чаще начинают комплектовать свои байки дисковыми тормозами, что продиктовано увеличением спроса со стороны покупателей. Но у каждой системы есть как плюсы, так и минусы. Рассмотрим подробнее.
Тормоза v-brake
Принцип работы тормоза v-brake основан на торможении обода колеса. Два рычага крепятся на раме, на них стоят резиновые колодки, которые при нажатии на рукоять тормоза «схватывают» обод с обеих сторон. Раньше в маунтинбайках применяли только этот вид тормозов. Передача усилия осуществляется тросиком, очень редко, но встречается гидравлика.
Плюсы системы v-brake: конструкция проста в обслуживании и замене расходников; низкий вес; проще пустить колесо на юз при резком торможении; небольшая цена, сравнительно лёгкая настройка тормозов v-brake.
Минусы v-brake: погнутый обод ухудшает работу системы, приходится сильнее разводить колодки; снижается качество торможения в дождь, поскольку колодки быстро намокают; в условиях бездорожья грязь забивает и изнашивает и колодки, и тросик, и пружины тормозных рычагов; требует частой подстройки; при продолжительном торможении при спуске v-brake перегревает обод, что может стать причиной деформации; не получится поставить очень широкие покрышки.
Дисковые тормоза
Эти тормоза пришли в маунтинбайк из мотоспорта и изначально применялись только в даунхилле. Но постепенно завоевали популярность и сегодня используются очень широко.
Дисковые тормоза бывают с механическим и гидравлическим приводом. Плюс гидравлики в более чуткой реакции на нажатие тормозного рычага, поскольку нет потерь на трение. Диск устанавливается на ступицу колеса, суппорт — на раму.
Плюсы дискового тормоза: работают при любых значениях температуры и в любых погодных условиях, практически не забиваются грязью; не влияют на обод; гидравлические дисковые тормоза не нуждаются в настройке; диски более долговечны и эстетически более привлекательны; размер покрышки не ограничен.
Минусы дискового тормоза: трудности в подборе запчастей при поломке (из-за разнообразия тормозов и комплектующих); механический привод требует частой подстройки; проблемы с гидравликой в походных условиях устранить практически невозможно, если порвется магистраль — ремонт обойдется в сумму, за которую можно купить хороший v-brake; гидравлика требует установки бачка с жидкостью и ее периодической замены.
На затяжном спуске при малом диаметре диска возможно закипание тормозной жидкости, что лишает тормоза работоспособности; желательна установка усиленных спиц; погнутые при транспортировке диски плохо поддаются выпрямлению; любой жир, попавший на диск, приводит колодки в негодность, поэтому и появляются статьи «Как правильно мыть велосипед». Высокая цена на сами тормоза и на запчасти; если вдруг вам захочется установить багажник, его конструкция не должна будет мешать работе тормозов, а это редкие и дорогие модели; дисковые тормоза тяжелее v-brake.
V-brake или дисковые: какие лучше?
Выбор тормозной системы напрямую зависит от планируемого стиля езды и типа горного велосипеда. Тем, кто хочет и в снег, и в дождь бороздить просторы нашей необъятной родины на своем байке, желательно не скупиться на гидравлические дисковые тормоза.
Кстати, рекомендуем:
Для спокойной езды по городу хватит и v-brake. Он же пригодится велосипедистам с большим весом в качестве заднего тормоза (но спереди лучше все-таки диск).
Дисковый тормоз с механическим приводом хорош, пожалуй, только для улучшения внешнего вида байка. А если хочется чего-то из ряда вон — возьмите керамический обод и крутую систему v-brake. С таким арсеналом вы точно будете выделяться, правда стоить это будет больших денег. Выбирайте для себя оптимальную систему торможения и помните: даже если тормоза откажут, у вас всегда есть запасная система — «ноги в пол», она в маунтинбайке тоже бывает полезна.