Сайт о велосипедах

Ремонт, выбор и эксплуатация велосипедов

Настройка переключателей скоростей

Не смотря на то, что переключатели скоростей имеют довольно простую конструкцию, с первого взгляда этот механизм можно показаться довольно сложным. Переключение скоростей представляет собой последовательность действий, благодаря которым происходит ослабление и натяжение тросика, который приводит в движение переключатель.

По большому счету переключатели представляют собой элементарную механическую конструкцию, а процесс их регулировки — довольно простой процесс. Настройка механизма должна начинаться с заднего переключателя, кроме тех моментов, когда необходима регулировка лишь одного из переключателей велосипеда.

Но в разных ценовых категориях совместимость SRAM и Shimano может быть и идеальной и вообще отсутствовать, разные производители могут добавить множество проблем при регулировке переключателей.

Настройка заднего переключателя скоростей

Первым делом нужно удостовериться, что переключатель не согнут В идеале натяжитель цепи, т.е. лапка с двумя роликами, расположенная внизу заднего переключателя, должна быть параллельна звездам кассеты. В противном случае, можно предположить, что погнут петух (крепление переключателя к раме), а не переключатель. Его следует выпрямить, а сделать это довольно просто — достаточно потянуть за переключатель.

Категорически запрещено тянуть за один натяжитель цепи потому, что он может деформироваться до того момента, как петух примет нужную форму. Натяжитель привести в нормальную форму будет очень не просто. Желательно его выпрямить, воспользовавшись рекомендациями, описанными в статье «Выпрямляем погнутый петух».

Далее можно начинать настройку. Для начала необходимо выбрать большую скорость, которая позволит цепи размещаться на наименьшей звезде кассеты (блок звезд, расположенный на заднем колесе). На переключателе размещены 2 винта, которые имеют разные маркировки H и L (см. картинку). Теперь надо отыскать винт H (High) и покрутить его, добившись такого положения, чтобы ролик переключателя стал на одной линии с меньшей звездой. Теперь можно менять скорость на меньшую (самая большая кассета). Находим и крутим винт L (Low) до тех пор, пока ролик не выровняется с большой звездой.

Установить на манетке заднего переключателя максимальную скорость и натянуть трос. Следует удостовериться, что тросик принял точное положение в канавке у фиксирующего болта (см. картинку, обозначение 1), а после этого затянуть его с хорошим натяжением. Если при повышении скорости во время езды на велосипеде с трудом включаются высокие передачи, то рекомендуется ослабить натяжение троса регулятором (см. картинку, обозначение 2). Если при движении велосипеда скорость тяжело понизить, то трос следует наоборот натянуть, выкручивая при этом регулятор натяжения. Если обвеска байки имеет достаточно высокую стоимость, то регулятор имеется и на манетке. В этом случае регулировать натяжение тросика можно и в движении.

Теперь можно переходить к последнему этапу регулировки. Для этого необходимо установить спереди цепь на маленькую, а сзади на звезду максимального размера, после чего прокрутить педали назад. Затем верхний ролик заднего переключателя, крутя винт натяжения (см. картинку, обозначение 3) , привести максимально близко к звезде, но так, чтобы он не прикасался к ней.

Эти действия необходимо выполнять для того, чтобы добиться плавного переключения скоростей. Установить максимальную скорость (спереди большая звезда, сзади минимального размера) и удостовериться, что при таком положении ролика не происходит контакта звезды кассеты. У переключателей, имеющих небольшую стоимость, может отсутствовать такая регулировка. После этого рекомендуется смазка цепи велосипеда.

Настройка переднего переключателя скоростей

Если передний переключатель правильно закреплен на раме велосипеда, то его отрегулировать будет куда проще заднего. В положении, когда цепь расположена на звезде максимального размера, расстояние от звезды до рамки переключателя должно быть от 1 до 3 мм. При этом рамка должна размещаться параллельно звездам. При таких условиях можно переходить к настройке.

Кстати, рекомендуем:

Установить минимальную скорость (сзади звезда максимального размера, а спереди маленькая). Ослабить натяжение тросика, а так же привести в движение винт с маркировкой L (Low ) ( см. картинку) до тех пор, пока расстояние между цепью и рамкой переключателя не достигнет 1 мм. Добившись этого положения, можно начинать фиксировать тросик винтом (см картинку, обозначение 4) с сильным натяжением до тех пор, пока он не займет положение в специальной канавке, расположенной возле винта.

Установить максимальную скорость (спереди цепь на самой большой звезде и на меньшей кассете). Крутить винт с маркировкой H (High) до тех пор, пока между цепью и внутренней плоскостью рамки не останется пространство в 1 мм. Следует учесть, если после осуществления этих действий цепь продолжает с трудом залазить на большую звезду, то необходимо немного отвернуть винт H.

Теперь можно протестировать работу переключателя на ходу. Для этого необходимо сесть на байк. Если замечено, что цепь с трудом переключается на пониженную скорость (меньшие звезды), то нужно покрутить регулятор натяжения тросика, который находится на монетке переднего переключателя на руле. Эти действия приведут к ослаблению натяжения тросика. Если цель цепь слабо заходит на большие звезды, то нужно увеличить натяжение тросика с помощью этого же регулятора.

Возможные проблемы и методы их решения

В случае если при кручении педалей с усилием цепь начинает проскакивать, то ее пора менять потому, что она растянулась, рекомендую прочесть статью «Износ велосипедной цепи». Практика показывает, что изношенная цепь быстро портит состояние звезд. Поэтому если цепь не менялась давно, то, скорее всего, придется заменить и звезды.

Наблюдаются случаи, когда с трудом включаются определенные скорости. Тогда нужно проверь свободный ход тросика в рубашках, а так же отсутствие зон с расплетенной обмоткой тросика. Если обнаружены рубашки с надломами и те, вход троса в которые затруднен, то их нужно заменить. Замене подлежит так же поврежденный тросик. Подобная проблема может возникнуть при деформированном петухе.

Если переключатель резко перестал функционировать, то проблема — тросик. Тут два варианта: он или плохо закручен фиксирующим болтом или порвался.

В процессе переключения скоростей нужно не допускать перекоса цепи, когда она одновременно располагается на противоположных звездах шатуна и кассеты или же на средней звезде и крайних звездах кассеты (см. картинку ). Перекос цепи приводит к быстрому ее износу и звезд.

Текст подготовил Роман Борисов.
Опубликовано: 28 мая, 2020.
Рубрики: Микрозаписи, Ремонт и уход.

Производители: