Сайт о велосипедах

Ремонт, выбор и эксплуатация велосипедов

Обслуживание велосипеда

Изображение: newsportsbikes.com

Велосипед. Ваша свобода. Ваш надёжный друг. Но что он хочет взамен за свою безотказность?

Начнём с того, что у велосипеда есть так называемые «расходники». За ними нужен глаз да глаз! Кто у нас сюда входит? В первую очередь — это цепь, звёзды системы (если она разборная, если нет — система меняется целиком по причине износа ведущих звёзд), кассета, покрышки, камеры, тросики, рубашки тросиков, масло в вилке, амортизаторе, тормозные колодки… Также сильно изнашиваются, но уже не имеют такой критической важности для того, чтобы добраться до цели, следующие компоненты: велосипедное седло, грипсы, тормозные диски, обода и спицы.

Период времени, по истечении которого следует проводить техническое обслуживание велосипеда, варьируется в зависимости от сложности конструкции и условий эксплуатации. Если, по примеру автомобилей, отталкиваться от пробега, то он колеблется в пределах от 500 — 1000км до 1500 — 2000км. В среднем, к примеру, обслуживание горного велосипеда, включающую в себя переборку всех узлов, рекомендуется производить по окончании каждого сезона.

Текущий контроль

Несложную проверку технического состояния важнейших систем можно проводить самостоятельно, не затрачивая на это много времени. Если велосипед используется постоянно, то утром перед выездом, или вечером, после окончания поездок, желательно проверить следующие узлы:

  • Рулевую колонку — зафиксируйте переднее колесо тормозом, после чего покачивайте велосипед вперед-назад, держа ладонь на стыке чашки и крышки рулевой колонки. В этом месте люфт не должен ощущаться;
  • Кареточный узел — взявшись руками за шатуны, попытайтесь покачать механизм. Люфт не должен ощущаться ни в одном из соединений;
  • Втулки колес — удерживая велосипед в вертикальном положении, попытайтесь покачать колеса, взявшись за покрышку. Люфт не должен ощущаться;
  • Тормозная система — поочередно поднимите колеса и проверьте, не задевают ли за покрышку (обод, тормозной диск) колодки. Также обратите внимание на люфт в тормозных рычагах — он может присутствовать, но не должен быть сильно большим. Убедитесь, что износ колодок не превышает установленных пределов: для ободных систем — должны наблюдаться поперечные долы, толщина накладок для дисковых тормозов — не менее 1мм;
  • Цепь — при контроле она должна находиться на большой ведущей звездочке. Попробуйте оттянуть цепь вперед насколько возможно. Звенья не должны сходить с зубьев больше, чем наполовину.

Если при осмотре обнаружатся отклонения от нормы (люфты, повышенный износ и т.п. ) необходимо немедленно устранить проблему самостоятельно или обратиться в мастерскую, где качественно осуществляют ремонт велосипедов.

Регулярное обслуживание велосипеда

Компоненты из «критического списка» даже при намёке на их износ лучше менять сразу. Иначе езда на велосипеде превращается из удовольствия в настоящую опасность. Думаю, объяснять чем грозит спуск без тормозных колодок не нужно)

Насколько критична замена компонентов из второго списка — решать только Вам, так как больше влияния эти части оказывают на комфорт. Но тоже до определённого предела. Дальше опять же начинается угроза безопасности. Например — когда тормозной диск становится тоньше критического значения — он ломается и Вы остаётесь без тормозов. Всего этого ужаса можно избежать всего лишь следуя следующим советам.

  • Смазывайте цепь. Чистите и смазывайте цепь не реже, чем раз в 5 катаний. Для этого существует уйма девайсов и химикатов.
  • Следите за давлением в камерах. Рекомендуемая величина написана на резине.
  • Содержите велосипед в чистоте. Думаю, никому не жалко отдать 50 рублей на любой автомойке. У современных велосипедов все узлы, требующие смазки — закрытые. То есть воде в них не пробраться, если нет повреждений, конечно. Соответственно, даже мойка под давлением не нанесёт Вашему велосипеду никакого вреда.
  • Проверяйте велосипед перед каждым катанием. Если течёт амортизатор или тормоз — на чистом велосипеде это прекрасно видно. Осматривайте велосипед на предмет масляных подтёков, а также ненавязчиво проверяйте затянутость болтов. Благо, на современных моделях для этого нужны всего лишь один-два шестигранника.
  • Прислушивайтесь к своему железному коню. У любых скрипов и тресков есть своя причина. Это может быть задевающий колодку тормозной диск, разболтавшаяся каретка, умирающая втулка, ненастроенные передачи и даже трещина в раме. Если определить причину самостоятельно невозможно — везите велосипед к мастерам.
  • Подтягивайте тросики. Очень много механизмов Вашего велосипеда завязано на тросиковой передаче. Это переключение скоростей и, чаще всего, тормоза. Это очень надёжно. Но есть один нюанс. Тросики растягиваются. Это их природа и ничего с ней не поделаешь. Производители велосипедов уже давно с этим смирились и оснащают все свои модели определённой контрмерой — крутилкой, сводящий этот эффект на ноль. Если Вы чувствуете, что эффективность тормозов либо чёткость переключения передач уже не те, что были раньше — делаем оборот-два этой самой крутилки против часовой стрелки и проверяем степень воздействия этой меры на происходящее.

Кстати, рекомендуем:

Что касается зимнего хранения — проявите толику уважения и храните свой велосипед в закрытом, желательно не промерзающем до основания помещении. Так как очень низкие температуры и постоянная повышенная влажность негативно сказываются на свойствах металла, резины и смазочных материалов. А это как раз то, из чего Ваш велосипед и состоит! Если такое место не приходит Вам на ум — Вы всегда можете воспользоваться нашей услугой «зимнее хранение».

Нужно ли смазывать велосипед?

Вопрос смазки соединений стоит остро перед началом кажого велосипедного сезона, после его окончания, да и во время тоже, особенно если присутствует факт частого катания по грязи. Без сомнения, все соединения велосипеда должны быть смазаны, с целью увеличения срока их службы. Рынок предлагает великое множество различных смазок, жидких и густых. Разберёмся, что и для чего больше подходит?

Чем смазать цепь?

По каким параметрам можно определить, нужно ли смазывать цепь? Этот вопрос волнует многих. Здесь есть два параметра: первый — вы сами знаете, насколько обычно хватает одной смазки, второй — ждете стрекотание цепи. Если вдруг вы обнаружили, что цепь обсохла во время поездки, то не паникуйте. Вы легко проедете еще 50 км, а то и больше.

Однако, постоянно ездить с сухой цепью тоже не вариант. Существует два вида смазочных средств для велосипедной цепи. Одна смазка предназначена для дождливой погоды, а другая — для сухой. Кто-то может подумать, что это — маркетинговый ход, но это не так. Для сухой погоды смазка (Dry) жидкая. Она не позволяет грязи и песку налипать на цепь.

Погодные условия (температура воздуха, осадки, влажность) играют огромную роль. Смазку для сухой погоды довольно легко смыть при помощи воды. Это говорит о том, что осенью и весной потребуется использовать её чаще. Поэтому проще использовать при такой погоде смазку для влажной погоды (Wet), немного более густую.

Итог: Выбирайте в завимости от погодных условий, пробуйте различные смазки и обязательно найдёте ту, которая больше подойдёт именно в вашем случае.

Какая смазка нужна для подшипника?

Время от времени необходимо смазывать у велосипеда и все подвижные узлы. К ним относятся, в первую очередь, подшипники. Сначала нужно определиться чем их смазывать. Многие веломеханики подтвердят, что подшипники лучше всего смазывать густой смазкой, производитель практически не важен, будь то Shimano, Finish Line или другие.

Как смазывать каретку?

Раньше стандартом для большинства кареток был квадрат (square taper). Это неразборный картридж с несколькими подшипниками и осью. Цена на него была невысокая, при этом проехать на нём без обслуживания можно было очень много, в зависимости от погодных условий. Вряд ли нашелся такой человек, который хотел вскрыть его, чтобы смазать. Нынешние стандарты кареток предполагают расположение подшипников во внешних чашках. Защищают от грязи подшипники кареток резиновые уплотнения, которые несложно снять.

По возможности, стоит проверять на отсутствие грязи и наличие смазки подшипники каретки после нескольких катаний в очень плохую погоду.

Рулевая колонка

Современные рулевые трубы рам чаще всего предусматривают интегрированную рулевую колонку. Она сделана из промышленных подшипников, которые скрыты в картридже. Тем не менее, стоит периодически ее проверять. Хруст в области рулевой трубы явно говорит о забившейся грязи и необходимости чистки и смазки. Сюда так же подойдёт что-то густое.

Смазываем втулки

На втулках велосипеда ставятся подшипники двух видов: закрытые в картридже или открытые насыпные, которые поджимаются конусами. Такие втулки считаются устойчивыми к влаге и грязи, но, вода всё равно находит способы проникнуть внутрь. Даже после катания в самых плохих погодных условиях нужно лишь своевременно проверить подшипники втулок и они прослужат ещё не одну сотню, а то и тысячу километров.

С насыпными подшипниками здесь все гораздо проще. Добираетесь до шариков, вычищаете грязь и старую смазку. Используете новую смазку, регулируете всё должным образом и продолжаете кататься. Для осуществления таких действий понадобится специальный инструмент. Хотя, если вы занялись самостоятельным ремонтом то, скорее всего, в ближайшее время у вас будет целый набор инструментов. Некоторые втулки в обслуживании не нуждаются ввиду замены всего картриджа и без использования инструментов. Хотя, даже в этой ситуации можно попробовать достать подшипник и почистить его.

Смазываем вилку

Обслуживать вилку довольно непросто — в зависимости от конструкции может потребоваться несколько разных видов смазки. Здесь нужны определенные знания и лучше доверить это веломеханику. Если уверены в своих силах, можно поискать в интернете видео обслуживания вашей вилки.

Самому же велосипедисту стоит перед тем, как выехать на прогулку, распылить немножко силиконового смазочного средства на ноги вилки и протереть тряпочкой. Некоторые специалисты советуют переворачивать велосипед перед катанием для того, чтобы масло дотекло до пыльников и увлажнило их. И ещё небольшое дополнение: если вы видите, что на ногах вилки скапливается пыль или грязь, обязательно протирайте их. В случае попадания мелких частиц под пыльники последствия могут быть крайне неприятными, вплоть до испорченного покрытия ног.

Смазывать ли тросики передач?


Кто-то
утверждает, что смазывать тросики нельзя, так как к смазке обязательно пристанет пыль и крупинки песка. От этого они очень быстро начнут клинить в рубашках. Другие убеждены, что смазывать нужно и делать это жидкой смазкой. Подходит и та, которая используется для цепи (не аэрозоль). Лучше всего, если рубашка для тросика переключения цельная от самой ручки до переключателя. Так внутри окажется меньше пыли и грязи.

Смазка во избежание окисления

Есть большая вероятность, что если в подседельной трубе не смазывать подседел, то он прикипит. То же самое происходит с резьбовыми соединениями, такими как педали или чашки каретки. Любое резьбовое соединение велосипеда или плотно прилегающие друг к другу поверхности лучше смазывать, по возможности. Известны случаи, в которых извлечь или выкрутить деталь не получалось даже прилагая огромное усилие.

С какой периодичностью смазывать?

Каждую из этих процедур, за исключением смазки вилок и цепи, необходимо осуществлять один раз за сезон. На самом деле, процедуры не занимают более пары часов. Зато после них вы будете уверены в своем транспорте. Хорошим делом будет смазка всех подшипников.

Своевременно проводите ТО и не доводите до критического состояния компоненты. Так они прослужат дольше и вы убережёте себя от несчастных случаев.

Кроме смазки, обслуживание велосипеда своими руками включает в себя еще и его чистку.

Генеральная чистка велосипеда

Велосипеды всегда нуждаются в хорошей чистке после езды по грязным дорогам. Однако любой тип велосипеда после мойки и последующей полировки выглядит значительно лучше.

Естественно, что мыть велосипед следует жидкими моющими средствами, лучше всего содержащими слабый раствор растворителя или специального моющего средства, поскольку именно такой состав лучше всего удаляет масло содержащую грязь с поверхности рамы. После мытья рама, высохнув, может иметь неопрятный вид, поскольку выступают соли. Придать опрятный вид велосипеду поможет последующая обработка автомобильной полировочной жидкостью.

Если появились места, где вымыть грязь не удалось до конца, то добавьте немного растворителя в воду и пройдитесь щеткой по невымытым местам. Если велосипед покрыт не маслосодержащей грязью, то лучше всего для мытья использовать шампунь для мытья автомобилей, поскольку он менее агрессивен, и не удаляет тонкую воско содержащую пленку.

Не стоит мыть велосипед на солнце, поскольку рама высыхает очень быстро и возможны неравномерные потеки. Не следует мыть велосипед, используя шланг с водой под большим давлением, поскольку подшипники различных механизмов велосипеда не выталкивают воду, попавшую внутрь последнего под давлением.

Можно использовать шланг с водой, но под низким давлением и не направлять струю воды непосредственно на втулки, каретку, переключатели скоростей и рулевую колонку.

Снаряжение для очистки велосипеда:

  • Обезжириватель;
  • Баллончик в аэрозольной упаковке со смазкой;
  • Жидкое моющее средство.

Для качественной помывки велосипеда в половину ведра воды добавьте жидкого моющего средства или автомобильного шампуня. Начинать мыть следует с рамы, используя губку или щетку.

Вымойте весь велосипед еще раз с целью удалить грязь из труднодоступных мест. Хорошо помогает использование щетки для мытья бутылок, чтобы удалить грязь из труднодоступных щелей и уголков.

Если после мытья велосипеда образовались участки, где остались капли грязи и пены, то их следует удалить с помощью обезжиривателя. С помощью старой зубной щетки легко добраться до труднодоступных мест.

Если у Вас достаточно времени, то водой из ведра с чистой теплой водой смойте пену с поверхности рамы и крыльев. Использовать для этого можно губку, однако делать это необходимо со всей осторожностью поскольку существует опасность поцарапать поверхность частицами грязи.

Протрите раму, крылья, седло и руль чистым ветошем или замшей. Затем из баллончика со смазкой в аэрозольной упаковке смажьте втулки, переключатели и т.п. механизмы, куда может проникнуть вода. Это необходимо проделывать:

  • после езды по пересеченной местности;
  • каждые два-три месяца.

Время проведения:

  • пол часа для качественной работы;
  • 10 минут, если Вы спешите.

Инструменты:

  • щетка для мытья бутылок;
  • специальная щетка;
  • зубная щетка;
  • губка;
  • замша.

Когда Вы закончили мытье велосипеда и даже после того как Вы его высушили, будьте очень осторожны, поскольку есть опасность затекания воды в подшипники. С другой стороны, если не мыть велосипед существует опасность попадания грязи в подшипники. Поэтому необходимо работу, состоящую из двух частей — мойку и смазку — рассматривать как одну.

Посыл этой заметки — что бы не делали империалисты, пытаясь залезть в наш карман, всё же велосипед среднего уровня имеет ресурс в 15−20 тысяч километров, практически без обслуживания.

Основные выводы по обслуживанию велосипеда

Если не брать крайне увлеченных велосипедистов, то обычный каталец в лучшем случае наезжает за год 3−4 тысячи километров. В таком темпе ресурса хватит на 5 лет, как минимум. Да, если предпринимать какие-то действия, то можно немного удлинить срок эксплуатации. Тем не менее, я предпочту ездить и не заморачиваться, а потом заменить «крупноблочно» вышедшие из строя детали, чем постоянно лазить в механизмы или платить специалисту.

Всё обслуживание современного велосипеда сводится к банальной замене растянувшихся цепей и износившихся тормозных колодок. Отдельно стоят случаи, когда байк долго хранился в гараже или на балконе, или же пробег мал, но прошло много лет с момента покупки — тогда, разумеется, обязательно нужно провести полное техобслуживание, с заменой смазки и регулировкой механизмов.

Если вы хоть немного увлеклись велосипедом, то не покупайте дешевый хлам, возьмите себе нормальный велосипед, на котором будете кататься много тысяч километров. Вы будете кататься на велосипеде, а не он на вас.

Текст подготовил Роман Борисов.
Опубликовано: 31 июля, 2021.
Источники: cortobike.ru, rollmaster.ru, velomasterskaya.ru, veloseped.ru, kotovski.net.
Рубрики: Ремонт и уход.

Производители: