Сайт о велосипедах

Ремонт, выбор и эксплуатация велосипедов

Ось велосипеда

Втулка велосипеда — это очень важная деталь колеса велосипеда, которая позволяет свободно вращаться колесу вокруг своей оси. От качества втулки зависит накатистость велосипеда, а соответственно скоростные характеристики. Кроме того чем лучше втулка, тем меньше велосипедист будет затрачивать энергии на тот же километр пройденного пути. В данной статье мы рассмотрим устройство передней втулки и типы существующих передних втулок.

Передняя втулка подвергается заметно меньшим нагрузкам, чем задняя, что позволяет делать её более миниатюрной. Дополнительного оборудования не предусмотрено, кроме ротора дискового тормоза (в зависимости от модели). Втулки различаются по материалам и технологиям изготовления, устройству и назначению.

Велосипедные оси — неотъемлемые детали велосипеда и относятся к узлам, которые подвергаются постоянным нагрузкам. Именно поэтому их состоянию необходимо уделять особое внимание. В зависимости от типа велосипеда и условий его использования они бывают различных размеров, и отличаются своими конструктивными особенностями. Высокий уровень прочности достигнут благодаря металлу из которого их изготавливают, зачастую это сталь.

Велосипедная ось является составным элементом втулки и, вместе с ней, отвечает за уровень нагрузки, выдерживаемой колесом и велосипедом, в целом, за легкость хода и непосредственную надежность вашего любимого транспорта. Только правильно подобранные, и, в свою очередь, отрегулированные оси могут гарантировать безопасную и комфортную езду.

Запчасть заднего колеса, по строению, несколько отличается от передней и является более сложной, за счет монтажа на задней втулке механизма свободного хода и блока звездочек. В свою очередь, задняя ось выдерживает большую силу нагрузки.

Как выбрать ось велосипеда

Отнеситесь с полной ответственностью к покупке и замене данной детали. Помните, что погнуться или сломаться велосипедная ось может только из-за своего невысокого качества. Кроме того, при выборе оси следует помнить, что они изготавливаются из разных материалов:

  • титана,
  • стали,
  • алюминия.

Что, конечно же, определяет их надежность. Для велосипедов горного или шоссейного типа имеются некоторые особенности строения конструкции.

Ремонт велосипеда своими руками: задняя втулка

Разумеется, для ухода за велосипедом нужно понимать, как он устроен. Конечно, в строении железного коня есть много сложного и непонятного на первый взгляд, но это не повод закрывать на это глаза. На велосипед нужно смотреть с разных сторон. Сегодня мы не будем говорить обо всем байке в целом, но остановимся на том, что находится в области заднего колеса велосипеда, в частности, на оси.

Задняя ось колеса неподвижна и расположена в специальной подвижной втулке этого же колеса. Как раз такие втулки и обеспечивают движение колеса, а делают они это благодаря неподвижной оси. Для того, чтобы лучше понять, где находится задняя ось, отметим, что именно рядом с ней уже крепятся спицы. Если что-то случиться с конусами, втулками или задней осью, придется разбирать и ремонтировать весь механизм заднего колеса. Поэтому крайне важно заботиться о том, чтобы все, связанное с задней осью оставалось в целости и сохранности.

Ремонт оси горного велосипеда

Конечно же, случаются такие ситуации, когда что-то в оси ломается. К счастью, такие ситуации не бывают безвыходными. Если что-то сломалось, а вы все еще не понимаете, в какую из сторон следует крутить необходимую гайку и куда девать конусы — интернет в помощь. А мы в свою очередь поможем вам сориентироваться в непростом деле ремонта.

Что нужно учитывать при ремонте? Прежде всего, необходимо понимать, что все, связанное с задней велосипедной осью — дело очень тонкое, а значит, к нему нужно подходить осторожно, чтобы не сделать хуже.

Важно не потерять ни одной пусть даже мелкой детали. Если даже вы потеряете маленькую гайку или конус, вам будет сложно закончить ремонт оси без них. Первым делом следует снять заднюю ось втулки велосипеда, а также блок со звездочками. Разумеется, снимая ее, лучше положить велосипед на ту из сторон, где нет этого блока. После того, как вы снимите задний блок звездочек, нужно будет снять и кольцо подшипника. Во всем должен быть порядок, вы в этом сможете убедиться сами, когда после разборок и снятия перед вами появится куча мелких деталей. Поэтому, крайне важно, чтобы у каждой мелочи обязательно было свое место.

Как выглядит задняя ось велосипеда

Кстати, рекомендуем:

Но все это — только подготовительный этап в ремонте задней оси, ведь самое сложное еще ждет впереди. После того, как вы приведете все детали в порядок, и гайки, конусы и прочее, что касается втулок, не будет разбросанно в разные стороны, нужно будет снять и винт втулки.

Затем втулку нужно будет прочистить и тщательно проверить все ее компоненты. Это позволит облегчить процесс дальнейшей смазки, которая проходит в два этапа. К этому делу также нужно относиться максимально ответственно, ведь забота об оси — это искусство, а оно не терпит спешки. Перед вставкой втулки на место, нужно вернуть на свои места подшипники. Затем можно постепенно возвращать каждую деталь на свое место. Так и заканчивается процесс сборки, а вместе с ним процесс ремонта.

Подводя итоги, можно сказать, что такая ключевая составляющая велосипеда, как задняя ось, заслуживает того, чтобы о ней заботились. Не стоит бояться этого сложного процесса, после первого раза он уже не будет казаться таким трудным.

Стандарты: Виды быстросъемных осей для MTB колёс

Втулки на эксцентриках позволяют быстро снять колёса и не запариваться с наличием необходимого инструмента под рукой. И если вы думаете, что эксцентрики хлипкие и не стоят вашего внимания, то сегодня мы вас разубедим!

Ось QR

QR или Quick-release (от англ. Быстросъемный) — самый простой эксцентрик, который можно встретить на бюджетных велосипедах. Такие эксцентрики устанавливаются только на велосипедах с разрезными дропаутами. Из-за небольшого диаметра оси 9мм и 10мм соответственно для переднего и заднего колеса и диаметра самого эксцентрика 5мм жесткость у них соответствующая, однако для обычного катания это не критично. Своё предназначение такой эксцентрик выполняет на все 100% и позволяет быстро снимать и устанавливать колёса без проблем. Встречаются только в размерах 100мм и 135мм для переднего и заднего колеса соответственно.

Thru-axle

Thru-axle (от англ. Через ось) — имеют высокую жесткость и используются в велосипедах для агрессивного катания. Для заднего колеса выпускаются с шириной 135, 142, 150 и 157мм и диаметром 12 мм. Сама ширина втулки регулируется при помощи проставок сбоку и 135 легко превращается в 157мм без замены самой втулки. Для переднего с диаметром 15мм и 20мм и шириной 100мм и 110мм соответственно.

Передняя ось Thru-axle

Такой эксцентрик вставляется в закрытый дропаут, что предотвращает возможность впадения колеса, пока эксцентрик закрыт. Хотя использования на раме с разрезными дропаутами не рекомендуется, но в отличие от вилки вы сможете физически установить такое колесо на раму.

Boost thru-axle

Недавно пришедший на рынок стандарт, заточенный исключительно под модное эндуро. Втулки выпускаются только в размерах 15*110мм и 12*148мм для переднего и заднего колеса. Как водится у нас в индустрии, задняя втулка вышла с новой линейкой шатунов, для более правильного чейнлайна, а добавление 10мм на передней втулке позволило сделать жесткость 27. 5 колёс такой же, как и у 26. Во всяком случае так заверяют производители. На самих втулках выросло расстояние между фланцами, а не толщина боковых проставок.

Как перебрать переднюю втулку на насыпных подшипниках

Если вы заметили какие-то посторонние звуки из вашей втулки или заметно ухудшившийся накат, а может и небольшой люфт — это значит самое время перебирать втулку.

Для начала разберемся в устройстве втулки. Выше представлен схематический рисунок основных компонентов, среди них:

  1. Ось. Та часть, которая крепит колесо к рами и вокруг которой оно вращается;
  2. Конус. Затягивая конуса, вы устраняете люфт колеса;
  3. Втулка. Само тело втулки с чашками для подшипников внутри;
  4. Подшипники. Шарики, которые позволяют вращаться оси внутри втулки;
  5. Контргайка. Не позволяет конусам раскручиваться.

Во втулке так же могут быть различные проставочные шайбы и пыльники.

Чтобы разобрать втулку вам понадобятся:

  • Рожковые ключи подходящего размера (один из них должен быть достаточно тонкий, чтобы его можно было надеть на конус);
  • Консистентная смазка для подшипников;
  • Ветошь или ненужная ткань для удаления грязи.

Разбираем втулку

Если вы не уверены в том, что сможете не потерять все шарики подшипников, можно проводить все манипуляции над небольшим ведром или тазом. Для начала предлагаем опрыскать узлы втулки дегрисером или WD-40, чтобы размягчить остатки старой смазки и грязи.

Шаг 1. Удалив все гайки и шайбы, фиксирующие втулку в дропаутах.

Шаг 2. Возьмите рожковые ключи и удерживая ключ на конусе (2) открутите контргайку (5), после чего отложите контргайку в сторону.

Шаг 3. Если после этой процедуры конус не стал свободно вращаться, то удерживая ключ на другой контргайке открутите конус (2). Будьте внимательны! На этом этапе из втулки начнут высыпаться подшипники. Убедившись в том, что вы не растеряли подшипники можете раскрутить второй конус.

Обязательно проверьте подшипники, конус и чашки внутри втулки на предмет износа или повреждений. Если подшипники изношены, то их нужно заменить. Если заметного износа нет, то можно приступать к очистке деталей втулки.

Шаг 4. На очищенную чашку втулки обильно нанесите консистентную смазку. Это не позволит подшипникам «разбегаться» в разные стороны во время установки. Установите подшипники на место.

Шаг 5. Верните один из конусов на втулку и нанесите на него смазку. Если у вас были пыльники между конусом и втулкой, верните их на место. Вставьте ось с конусом во втулку.

Шаг 6. Переверните колесо, придерживая ось с конусом, чтобы в случае чего, подшипники не отправились в свободное плаванье по вашей комнате.

Шаг 7. Повторите действия с Шага 4 (не забудьте про пыльник между конусом и втулкой) и накрутите конус на ось втулки.

Шаг 8. Закрутите конуса так, чтобы не было люфта, а затем закрепите результат контргайками. Перепроверьте, что отсутствует люфт, а ось свободно вращается во втулке. Важно! Расстояние от контргайки до конца оси втулки должно быть одинаково с обоих сторон.

Вот и всё, втулка собрана и готова продолжать вас радовать своей тихой работой и отличным накатом. Конечно, затяжка контргаек требует небольшой сноровки, но приловчиться сможет каждый. Это было несложно, правда?

Текст подготовил Роман Борисов.
Опубликовано: Май 3, 2020.
Источники: yvelo.ru, bb30.ru, bb30.ru, sportseason.ru, velostop.ru.
Рубрики: Выбор.

Производители: