
Владение техникой спуска очень важно как для профессионала, особенно для тех, кто занимается даунхилом (смотри статью «Виды горных велосипедов»), так и для любителя, так как от этого зависит его безопасность во время съезда с горы. Кто-то может махнуть рукой и сказать: «Да что там сложного в спуске?» Но не будьте безрассудны.
Спуск на велосипеде
В зависимости от скорости и крутизны уклона используются разные техники. Тут важно все: как вы сидите, куда смотрите, с какой скоростью едите, ровная ли дорога.
Также важным является — умеете ли вы правильно тормозить. В случае неправильного торможения вам может понадобиться как минимум исправить восьмерку на колесе велосипеда, или, даже, полечиться в больнице неопределенный срок.
Во время любого спуска важно:
- сохранять спокойствие,
- держаться уверенно, но не напрягаясь,
- быть готовым к неожиданным препятствиям (яма, кочка, ступенька и т.д. ),
- смотреть перед собой, а не по сторонам,
- тормозить плавно, без рывков.
Выделяются три уровня сложности:
- спуск под легкий уклон,
- спуск под крутой уклон,
- скоростной спуск.
Давайте рассмотрим каждый вариант подробно.
Спуск под легкий уклон
Поза: колени и локти согнуты, чтобы было легче среагировать на любое изменение в рельефе дороги, также это естественный способ амортизации, центр тяжести тела смещен немного назад.
Куда смотрим: на 3−5 метров впереди себя. Скорость: средняя, главное, чтобы вы уверенно держали велосипед, и вас не уводило в сторону. Тормозим: одновременно нажимаем на передний и задний тормоз, причем делаем это плавно, чтобы не занесло.
Даже на таком, казалось бы, простом виде спуска вас могут подстерегать неприятности, поэтому, по возможности, используйте шлем для велосипеда и другую защитную амуницию.
Спуск под крутой уклон
Поза: колени согнуты, руки выпрямлены, центр тяжести смещен как можно сильнее назад и вниз, то есть по идее ваша задняя половина должна свешиваться над задним колесом как можно ниже. Куда смотрим: на 1 метр впереди себя, иногда охватывая дорогу на 3 метра, особенно при езде по лесу.
Скорость: медленная, главное, уверенно держать велосипед и не останавливаться. Тормозим: медленно и плавно нажимая на оба тормоза, если почувствовали, что колесо проскальзывает, ослабляете давление.
Крутой спуск на большой скорости может позволить себе только профессионал, прекрасно владеющий техникой спуска и торможения.
Скоростной спуск
Поза: колени и руки согнуты, а центр тяжести ровнехонько над кареткой. Куда смотрим: охватываем взглядом трассу на 3−4 метра впереди, быстро анализируем препятствия, тут же меняем траекторию, периодически устремляется взгляд до 5−6 метров. Скорость: высокая. Тормозим: заранее и медленно, резкое нажатие на тормоз может вызвать следующее — вы просто перелетите через руль.
Лучше всего для скоростного спуска подходят двухподвесы, так как из-за двух амортизаторов лучше контролируются на кочках.