Сайт о велосипедах

Ремонт, выбор и эксплуатация велосипедов

Скрипит велосипед

Изображение: samluce.com

Скрип в велосипеде является явным признаком того, что с Вашим двухколёсным другом что-то не в порядке — какие-то компоненты трутся друг об друга, провоцируя их износ. Это несложно усвоить. Основные причины возникновения странных звуков — неправильно затянутые детали, отсутствие смазки и грязь. При этом неправильная затяжка не означает, что она слабая, в некоторых случаях можно перетянуть, и тогда вместо свободного хода какая-то вращающаяся деталь будет делать это с усилием — излишнее трение породит свист.

В случае недостаточной «затяжки» постепенно в ходе эксплуатации деталь разбалтывается ещё больше, резьба сбивается, зазор увеличивается, в него попадает пыль и, работая как абразив, наносит дополнительный урон, создавая ещё больший шум. Но главное, что если деталь недостаточно сильно закреплена, то она может отвалиться в пути, спровоцировав падение и травму.

Другой вопрос в том, как определить в чём именно проблема, и какая деталь байка издаёт тревожные звуки. Ведь рама велика дезинформирует райдера, направляя скрип в совершенно другое место. Что же делать? Давайте попробуем разобраться!

Найти и устранить

Рулевая колонка

Если Вы не можете определить, что именно скрипит в Вашем велосипеде, начните с осмотра рулевой колонки. Необходимо разобрать рулевую колонку, очистить подшипники от грязи, смазать их. Затем затянуть как следует болты. Если проблема заключалась в рулевой колонке, скрип должен пропасть.

Тормоза

Когда речь идёт об ободных тормозах, то основной причиной скрипа может быть состояние обода — степень износа и загрязненность. Если признаков износа не обнаружено, нужно просто очистить обод специальным средством или спиртом.

Дисковые тормоза могут скрипеть из-за жесткости материала, из которого они изготовлены. Особенно такое происходит во влажную погоду. Дисковый тормоз тоже может производить такие шаркающие звуки. Это означает, что погнулся сам диск. Его нужно снять и, разместив на плоской жёсткой поверхности (лучше, если это будет металлическая плита), выпрямить аккуратными постукиваниями молоточком. Если дело совсем плохо, то заменить.

Каретка

Каретка очень часто становится причиной скрипов во время езды, поскольку она берёт на себя основную нагрузку при передаче механической энергии на колесо.

Но в первую очередь нужно понять, что причина звуков не в педалях: снимите их, почистите, смажьте. Если звук не пропал, действуем дальше. Каретка снимается специализированным инструментом. Её нужно осмотреть на предмет повреждений, затем почистить и смазать. Проверьте также, тщательно ли закручены звёзды шатунов.

Подседельный штырь и седло

Источником скрипа может быть подседельный штырь или седло. Открутите болты седла к подседельному штырю и тщательно смажьте резьбовым фиксатором. Затем вкрутите обратно. Вытащите подседельник, тщательно очистите трубу от скопившихся песка и грязи. Обратите внимание на подседельный зажим — он должен быть крепко затянут.

Если после проделанных манипуляций велосипед все-таки продолжает скрипеть, обращайтесь в веломастерскую. И не забывайте время от времени в профилактических целях подкручивать элементы крепежа и смазывать узлы велосипеда!

Скрип в педалях

Также источником скрипа часто могут быть каретка, шатуны и педали — ведь именно к ним велосипедист при езде прикладывает основное усилие.

Причина скрипа — наличие грязи и отсутствие смазки. Конечно, наилучшим решением проблемы будет перебрать весь блок, но для начала попробуйте разобраться только с педалями. Если вы их почистили и смазали, но скрип не исчез, тогда стоит углубиться: почистить шатуны и каретку.

Шум в шатунах устраняется очисткой посадочных мест с их последующей смазкой. Если нет возможности это сделать, попробуйте подтянуть крепящие их болты: это иногда помогает. Если вы разобрались с педалями и шатунами, а шум и скрежет не исчезли — что ж, придётся браться за каретку.

Переберите её, очистите от грязи (растворитель поможет вам!) и смажьте. Разумеется, если шарики в подшипниках уже не те, что раньше, детали проще заменить. При сборке прикладывайте достаточное, а не излишнее усилие!

Седло

Кстати, рекомендуем:

Если у вас «скрипит потёртое седло», то чаще всего проблема в том, что внутрь трубы рамы, куда вставляется подседельный штырь, каким-то образом попал песок. Просто протрите штырь и нанесите толстый слой густой смазки на его конец (примерно на 5−10 сантиметров длины).

Раму внутри, разумеется, тоже стоит протереть. Возможно, скрип остался, и скрипит на самом деле само седло. Может быть, в зажим подседельного штыря попал песок (но это редкость). Очистите это место, смазывать его не нужно.

Скрипит и хрустит цепь

Цепь также может издавать разные звуки. Во-первых, она может биться о перо рамы, но это нормально. На перо можно надеть специальную защиту пера или просто обмотать его изолентой.

А ещё цепь может хрустеть. Разумеется, это снова постарался наш старый друг песок. Очистите передние и задние звёзды, звёздочки на заднем переключателе, саму цепь. Смажьте её. Смазки должно быть достаточно — если её будет слишком много, к ней будет прилипать грязь (и всё тот же песок!), которая будет изнашивать вашу трансмиссию.

Редко цепь может периодически издавать щёлкающий звук. Будьте внимательны и осторожны: она сигнализирует о том, что скоро порвётся. Это из-за того, что на одном звене одна из щёчек сползла с пина. Выжимкой удалите испорченное звено и продолжайте кататься. Также щелчки могут издавать спицы, поскольку потеряли жёсткость, ослабли. Их нужно перетянуть, и лучше доверить это дело профессионалам в мастерской.

В том случае, если вы осмотрели все вращающиеся, двигающиеся узлы, но причину скрипа не обнаружили, внимательно осмотрите саму раму, возможно, где-то есть микротрещина. В этом случае рекомендуем обратиться в сервис: опытный мастер скажет вам, насколько она «опасна» и как можно её «вылечить».

Звуки от роликов

В роликах заднего переключателя нет подшипников, но они часто «свистят», когда увеличиваются зазоры от износа. Их периодически надо смазывать, иначе через время свист возобновится. Решить проблему можно установкой роликов с с промподшипниками.

Бывает, что звуки издают колеса, вернее спицы в них. Вполне возможно, что придется снимать каждую, и смазывать резьбу специальной смазкой. Если разобраться, то в велосипеде звуки может издавать всё, что угодно. Предотвратить или убрать скрип помогает элементарная перетяжка всего крепежа велосипеда и периодическая профилактика всех узлов.

Общие советы

Общие советы по техническому обслуживанию велосипеда:

  • Ежегодно проверяйте свой велосипед в мастерской по ремонту велосипедов. Квалифицированный веломеханик устранит все щелчки и скрипы, прежде чем они станут проблемой.
  • Держите велосипед чистым и хорошо смазанным, чтобы уменьшить износ и скрипы.
  • Имейте всегда под рукой смазку, а также бутылку жидкого смазочного масла, пригодного для условий езды. Всегда используйте для велосипеда специальные смазочные и чистящие средства.
  • Единственный способ убедиться, что все болты на велосипеде затянуты в соответствии со спецификой производителей, заключается в использовании ключа. Возьмите необходимый гаечный ключ, затяните болт и при достижении необходимой герметичности уберите гаечный ключ. Не следует путать регулируемый гаечный ключ с ключом TORX, который является звездообразным.

Иногда очень трудно определить место возникновения шумов. Приложите все усилия, чтобы выяснить, откуда исходит шум, а затем попытайтесь устранить проблему.

Диагностика и ремонт наиболее распространенных шумов велосипеда требуют от новичка промежуточных знаний частей велосипеда и понимания того, как они работают. Если вы не знаете, как что-то исправить, то отвезите велосипед в местную мастерскую.

Текст подготовил Роман Борисов.
Опубликовано: 5 мая, 2020.
Источники: sportiv.ru, velostrana.ru, velosmak.ru, velomasterclass.ru.
Рубрики: Ремонт и уход.

Производители: