
Изображение: www.parktool.com
Решение основных проблем с тормозами
Убедитесь в том, что у вас не износились тормозные колодки. Изношенные тормозные колодки будут постоянно залипать вне зависимости от ваших попыток их настроить. Если ваши тормозные колодки достигли 6 мм в ширину, то их нужно заменить. Колодки следует устанавливать под углом сходимости таким образом, чтобы передний край колодок касался колеса, когда вы слегка нажимаете на тормозной рычаг.
Проверьте состояние фланца тормозной колодки. У некоторых тормозных колодок со стороны колеса есть выступающий фланец. Если колодка истерлась рядом с фланцем, то он может начать цепляться за обод. Срежьте лишнюю часть фланца. Если фланец тормозной колодки выступает слишком сильно, обрежьте ее лезвием, чтобы колесо могло свободно вращаться. Следите за тем, чтобы не обрезать фланец больше, чем нужно, иначе тормоза перестанут работать!
Смажьте тормозные рычаги. У тормозной системы есть шпильки, которыми закреплены различные ее элементы. Если тормоза начали туго работать, попробуйте смазать крепежные шпильки на тормозных рычагах. Капните по капле масла на каждую шпильку. Чтобы получить наилучшие результаты, используйте легкое машинное масло или специальную велосипедную смазку. После того как вы смажете тормозные рычаги, ваши тормоза должны срабатывать также быстро, как и раньше.
Не смазывайте сами тормозные колодки, вращающиеся детали тормозной системы и обод колеса. Это может привести к повреждению тормозов и тому, что вы просто не сможете в нужный момент затормозить!
Настройка тормозных тросиков
Проверьте состояние тормозных тросиков. Если тормозные рычаги в порядке, а тормозные колодки не цепляют колесо, то проблема может заключаться в тормозных тросиках. Эту проблему можно решить самостоятельно, без обращения к механику. Однако, если у вас возникнут сложности, обратитесь за помощью в сервисный центр.
Отрегулируйте длину тормозных тросиков, чтобы увеличить создаваемое тормозами трение. Вероятно, корректировка длины тормозных тросиков будет для вас самой основной задачей при ремонте тормозов. На обычном велосипеде ее можно произвести без специальных инструментов. Вам лишь потребуется повернуть регулировочный винт, расположенный на конце оплетки тросика. Регулировочный винт для тормозов V-brake обычно располагается на тормозном рычаге в том месте, где из тормозного рычага выходит тросик.
Смажьте тормозные тросики. Возьмите аэрозольную смазку с трубочкой. Распылите смазку на тросик в том месте, где он заходит в тормозной рычаг у регулировочного винта (обычно оно расположено в нижней части рычага). Используйте легкую машинную смазку с узким распыляющим соплом (например, смазку «3 в 1») или приобретите специальную смазку для тормозных тросиков в магазине, где продаются запчасти для велосипедов. Наносите смазку аккуратно, ее не должно быть слишком много.
Снимите с тросиков оплетку. Если тросики по-прежнему туго двигаются, попробуйте снять с них пластиковую оплетку. Сначала освободите зажимы, удерживающие тросик у регулятора тормозной колодки или у тормозного рычага. Затем вытяните тросик в противоположном направлении. Если вы вынули тросик из оплетки, воспользуйтесь аэрозольным растворителем или тем же WD-40, чтобы вымыть из пустой трубки оплетки любые загрязнения. Немного смажьте сам тросик консистентной смазкой или машинным маслом. И наконец, верните тросик на место, если он не поврежден.
Наденьте на тросик оплетку и вставьте его в тот же зажим, из которого вы его вынимали.
Затем проверьте величину «свободного хода» — расстояние, которое проходит тормозной рычаг до срабатывания тормозов. Затяните зажим тросика в том положении, когда тормозные колодки будут располагаться на расстоянии около 6 мм от обода колеса при отпущенном тормозном рычаге.
Ножной тормоз велосипеда
Кроме классических, по нынешним временам, видов, существует и ножной тормоз — это устройство, обеспечивающее плавное торможение ведущего заднего колеса. Другие названия — педальный тормоз, барабанный тормоз, тормоз заднего колеса велосипеда. Место расположения узла в конструкции велосипеда — задняя ось. Используется в качестве основного тормозного механизма или дополняется ручным передним тормозом.
Кстати, рекомендуем:
Область применения — старые велосипеды периода СССР, детские велосипеды, синглспиды, современные городские велосипеды с фиксированной скоростью, с одной передачей либо с переключателем передач планетарного типа. Устройство несовместимо с классической системой механической трансмиссии.
Технические особенности и принцип действия
Для осуществления торможения педали вращаются в обратную сторону, противоположную рабочему вращению. Функции привода выполняет цепная передача. Задняя втулка колеса или ее фрагмент являются барабаном. При торможении внутренние тормозные колодки принимают позицию распорки и зажима тормозного барабана.
Система заднего ножного тормоза на велосипедах со свободным ходом позволяет выполнять сложные трюки во фристайле благодаря возможности качения назад без принудительного вращения велосипедных педалей.
Плюсы и минусы
Преимущества:
- Не требуется частый ремонт ножного тормоза велосипеда и скрупулезный уход.
- Благодаря герметичности конструкции гарантирована защита от пыли, грязи, дождя.
- При использовании тормоза этого типа не перегревается обод.
- Устройство имеет невысокую стоимость.
- Механизм позволяет ехать на велосипеде, имеющем искривленную геометрию колеса (восьмерку).
Недостатки:
- Отсутствие возможности экстренного торможения в случае срыва цепи или соскальзывания ноги с педали.
- Необходимость определенного привыкания для эффективного использования ножного тормоза.
- Отсутствие совместимости с внешним переключателем скоростей.
- Дополнительная нагрузка на втулку и спицы в процессе торможения.
- Невысокая тормозная мощность.
- Затрудненное маневрирование при чередовании торможения и ускорения движения.
- Возможность перегрева при длительных спусках с гор.
- В каких случаях нужен ремонт или профилактика ножного тормоза велосипеда
Барабанный тормоз отличается износостойкостью и долговечностью. Тем не менее, узел нуждается в периодической проверке, отладке или замене.
Чтобы проверить работоспособность устройства, нужно прокрутить в обратном направлении педали велосипеда. При исправном механизме включение тормоза происходит после того, как обратный ход педалей совершил четверть оборота колеса. Если тормоз включается позже, устройство работает некорректно.
Как собрать заднее колесо велосипеда
Как правило, потребность в сборке велосипедного колеса возникает в случае замены ключевых деталей или покупке комплектующих на заказ по отдельности, а так же если обслуживание в сервисном центре не входит в планы велосипедиста.
Рассматривать мы будем технологию сборки заднего колеса, поскольку работать с передними колесами велосипеда значительно проще. Навыки, приобретенные при сборке задних колес велосипеда, вполне подходят и к переднему. Для работы нам понадобится некоторые инструменты: колесный стенд, спицевой ключ, конусный ключ, набор гаечных ключей и обыкновенная прямая отвертка. Чтобы собрать заднее велосипедное колесо, надо пройти несколько этапов — это спицовка, предварительное натяжение, корректировка геометрии колеса и сборка втулки.
Спицовка
Необходимо смазать резьбу на спицах и поместить их во фланец втулки, оставляя по пустому отверстию в промежутках. Далее ищем отверстие на правой стороне обода, справа от вентиля, в него мы вставим самую первую спицу и закрепим ее ниппелем. Затем начинаем вставлять остальные спицы, оставляя по три пустых отверстия. После этого можно вставить спицы на правой стороне, оставляя промежутки в одно отверстие.
Когда с правой стороной эта работа выполнена, нужно приступить к левой стороне. Порядок действий остается тот же, но надо помнить, что первая спица будет находиться слева от вентиля. Следует обратить внимание на то, что головки этих спиц должны быть снаружи фланца втулки. Данные спицы именуются приводными, а последующие — натяжными.
Приступаем к натяжным спицам. Их концы должны быть на внутренней стороне фланца втулки. Вставляем натяжную спицу, она будет пересекаться с тремя приводными спицами, причем первые две она пересекает сверху, а третью — снизу. Так же крепим оставшиеся натяжные спицы, затягивая ниппели на полтора или два оборота.
Предварительная натяжка спиц
Для начала необходимо все ниппели закрутить на одну глубину. На заднем колесе натяжение правых спиц делается большим, для начала их нужно завернуть на 3−3,5 оборота. Далее приступаем натяжке всех спиц. Для этого заворачиваем каждый ниппель на один оборот. Делать это надо по порядку, начиная от вентильного отверстия. Следующая подтяжка должна производиться затягиванием ниппелей на пол оборота.
Корректировка геометрии колеса
На этом этапе нам понадобится стенд, на который мы установим наше заднее колесо. Существует два вида неровностей колеса — вертикальная и горизонтальная, соответственно эллипс и «восьмерка». Начинать правку нужно с той неровности, которая больше.
Общий принцип корректировки неровностей для обоих случаев один — при подтяжке левых ниппелей, правые ослабляют на такое же количество оборотов, и наоборот. Не стоит пытаться сделать эту работу за один проход, лучше постепенно добиваться концентричности за несколько проходов.
Для настройки «зонтика» необходимо равномерно менять натяжение спиц на одной стороне колеса, добиваясь необходимых параметров. Заднее колесо велосипеда по этому параметру отличается от переднего в силу особенностей втулки.
Втулка велосипеда
Самостоятельная сборка задней втулки требуется, как правило, в случае если вы сами решили провести техническое обслуживание — замены подшипников, в случае если это промышленные подшипники, замена смазки на насыпных подшипниках, замена звезды, чистка от грязи. В принципе, собрать ее несложно. Имея перед собой все детали задней втулки велосипеда, убедитесь, что все детали очищены от пыли и грязи, с подшипников удалена старая смазка.
Устройство втулки велосипеда и работа с ней следующая. Начинать сборку этого узла нужно с того, что смазать чашки в ступице и конуса. Затем нужно вложить подшипники со стороны без ведомых звезд, если подшипники насыпные, то они должны быть полностью в смазке. Затем накладываем на подшипники конус. После этого вкладываем сторон и со стороны, где находятся звезды, при этом придерживая конус с обратной стороны. Далее аккуратно вставляем ось втулки и закручиваем ее, пока конус оси не встанет на место, оставляем небольшой люфт, после чего одеваем шайбу (кольцо) и затягиваем его контргайкой.
Важность обслуживания втулки велосипеда
Если игнорировать необходимость периодического обслуживания задней втулки велосипеда, то срок эксплуатации «железного друга» может сильно сократиться. Опытные велосипедисты знают, какие признаки будут свидетельствовать о том, что необходимо провести разборку/смазку/сборку задней втулки незамедлительно. Процесс этот не представляет трудностей, но нужно все делать в определенной последовательности.
Чтобы детали велосипеда всегда находились в идеальном техническом состоянии, необходимо регулярно проводить их обслуживание. Если рассматривать заднюю втулку велосипеда, то для нее понадобится:
- периодически подтягивать корпус;
- регулярно менять шарики подшипников;
- при очередной разборке смазывать все внутренние части корпуса;
- время от времени регулировать тормозную втулку.
Демонтировать собственно заднее колесо проще простого, а вот процесс снятия и разборки/сборки задней втулки велосипеда гораздо сложнее. И тем не менее, без такого регулярного обслуживания рассматриваемой детали в скором времени может понадобиться ее капитальный ремонт или замена.
Признаки, которые свидетельствуют о необходимости срочного обслуживания задней втулки велосипеда:
- при движении отмечается сильный люфт колеса;
- отчетливо слышен хруст подшипников (это означает, что они просто износились);
- на ходу корпус велосипеда гремит и шатается;
- накатная динамика плохая.
Стоит знать некоторые особенности устранения того или иного признака:
- Если происходит прокручивание корпуса задней втулки, его расшатанность, то это можно устранить путем подтягивания крепежных гаек.
- Если же движение заднего колеса затруднено, то, возможно, нужно будет немного ослабить крепежную гайку — скорее всего, при ее затягивании было приложено слишком большое усилие.
- При появлении посторонних звуков при движении велосипеда и ухудшении наката понадобится замена подшипников или же полная смазка корпуса задней втулки.
Обслуживание задней втулки велосипеда не является чем-то архисложным — с работой справится даже новичок. Но если разобрать втулку самостоятельно не получается, то нужно обратиться к специалистам — при сильном давлении на деталь можно ее повредить, что потребует полной замены. Это же касается и других элементов велосипеда: тормоза заднего колеса велосипеда, тормоза переднего колеса велосипеда и других элементов. Если вы не справляетесь — обращайтесь к специалисту. При должном обслуживании ваш велосипед будет служить вам долгое время!