
Изображение: novasport.ru
От того, как установлена оплетка (рубашка) и как проведены в них тросики во многом будет зависеть работа трансмиссии горного велосипеда. Особенно это касается дорогих качественных моделей переключателей и механических тормозов. Подавляющее большинство проблем с тормозами и трудным переключением передач вызвано слишком большим трением, а не физическими недостатками конструкций трансмиссии. А как уменьшить это сильное трение мы рассмотрим ниже. Возможно у вас возникал вопрос почему на некоторых отдельных участках тросик голый, т.е. не имеет оплетки.
Делается это для соразмерного уменьшения веса. Рубашки вообще жизненно необходимы только в тех местах, где тросик извивается, чтобы свести к абсолютному минимуму его трение и приблизить к идеальной работу переключателей и велосипедных тормозов. Тросики сделаны из свитой проволоки. При покупке новых не перепутайте: у тормозов тросики гораздо толще, чем у переключателей скоростей.
И внешняя оплетка тоже бывает двух видов. Помимо обычных рубашек, сделанных из свитой спиралью стальной проволоки, есть рубашки сделанные из связок упругой проволоки, идущих почти по прямой параллельно рубашке (несжатые рубашки). Автором этой инновационной идеи является фирма Shimano. Делается это опять же для точности переключения скоростей, т.к. при повороте велосипедного руля обычные рубашки немного вытягиваются. Снаружи этого не видно, т.к. снаружи у оплетки есть еще пластиковое покрытие для того чтобы стальные внутренности не ржавели и не царапали велосипед.
На что следует обратить внимание при полной замене тросиков и рубашек переключателей скоростей или тормозов. Очень частая причина самого большого трения тросиков, от чего кажется, что нужно настраивать переключатели передач — это ошибочно отрезанная оплетка и просто неровные срезы. Также немаловажен разработчик рубашки. Лучше всего если у вас будут оплетка JagWire или Shimano M-System, последние к тому же имеют удлиненные наконечники с защитой от пыли, надежно защищающими дорогие внутренности от грязи.
Спиральные рубашки
Спиральные рубашки — это самая обычная оплетка (для тормозов v-brake или дисковых механических), которые можно отрезать твердыми бытовыми острогубцами. При этом виток спирали на тонком срезе может неудачно загнуться, сузив вход в рубашку, что затруднит ход тросика. Концы оплетки до и после обработки. Этот виток лучше отрезать, а срез обработать абразивным кругом или надфилем, чтобы срез был совершенно плоским. После чего гвоздем, дюбелем или шилом осторожно подготовьте срезанный вход, чтобы пластмасса внутри оплетки не закрывала отверстие. Тепло от шлифования расплавит пластик. Засунув шило внутрь, прежде чем весь пластик остынет, вы не только обработаете конец, но и расширите отверстие, что поможет самому плавному переключению.
Несжатые рубашки
Такую рубашку будет сложно отрезать без специальных профессиональных острогубцев (см. картинку). К тому же вы получите длинный ровный конец рубашки, не требующий какой-то дополнительной обработки. Только разработайте отверстие шилом, как в обычной оплетке для тросика. Подойдет для обрезки и болгарка с мелким абразивным диском. Несжатая рубашка применяется для подведения тросиков к переключателям скоростей велосипеда.
При замене рубашки тросика стоит обратить внимание на отрезок рубашки перед задним переключателем, он загибается почти на 180 градусов и чтобы срезы были ровные лучше отрезать оплетку, прежде изогнув ее в рабочее положение. Если отрезать прямую рубашку, то при ее изломе те продольные проволоки внутри оплетки, что пройдут внутри излома на самом конце рубашки окажутся длиннее и срез будет неровным, что негативно скажется на высокой четкости переключения скоростей.
Такой проблемы нет если у вас задний переключатель Sram или Shimano Shadow — у них подводка тросика прямая. Можно также самому сделать подвод тросика практически прямым, утилизируя специальную приладу «Rollamajig».
Наконечники
Кстати, рекомендуем:
Наконечники — это металлические или пластмассовые крышечки, надеваемые на загнутые концы оплетки. Они нужны для защиты разных концов оплетки, хорошего соединения с держателями рубашки и особенно важны для несжатых рубашек (без них из экранирующей оплетки начнет вылезать проволока). Наконечники на рубашки лучше брать с надежной защитой от пыли. Блестящий вариант — наконечники Shimano XTR с вынесенной наружу хорошей защитой от пыли.
Прокладка тросиков
Есть 3 основных правила, о которых обязательно нужно помнить, прокладывая оплетку:
- Длины рубашки обязательно должно хватать для поворота руля в крайние состояния (под 90 градусов) без натяжения оплетки, но при этом должен быть выбран весь оставленный припуск.
- Не делайте никаких лишних изломов рубашки и делайте их предельно плавными.
- Оплетку делайте по возможности короче, но следите чтобы механический тросик входил в нее, не извиваясь.
Может происходить излом тросика при слишком длинной рубашке и слишком короткой. Оба варианта приводят к плохой работе переключателей скоростей на велосипеде и поэтому недопустимы.
Смазка
Смазывать тросики вопреки расхожему мнению не нужно. Консистентная смазка может улучшить работу дешевых низкосортных тросиков в аналогичного качества рубашках, да и то не надолго. А в качественной оплетке смазка может наоборот навредить, разрушив внутреннее покрытие рубашки и напыление на качественных тросиках. Но если смазать хочется, то нужно позаботиться о дополнительной защите от пыли на концах рубашек, иначе к смазке прилипнет грязь, забьется в оплетку и нужно будет все менять.
Важно
Не затягивайте с силой болты фиксирующие тросики, они будут и так ни куда не денутся, а перетянутый трос деформируется, расплетается и, если его не заменить, работа механических переключателей вашего горного велосипеда будет неточной. И не ломайте свою голову на счет крутых переключателей: хорошо настроенная и с правильной подводкой даже недорогая трансмиссия будет хорошо работать самое длительное время.