Сайт о велосипедах

Ремонт, выбор и эксплуатация велосипедов

Велосипед «Турист»

Модель ХВЗ В-33. Изображение: velosov.blogspot.com

История и модельный ряд

Велосипеды «Турист» — серия советских дорожно-туристических и спортивно-туристических велосипедов, выпускавшихся Харьковским велосипедным заводом им. Г. И. Петровского.

Поступал в свободную продажу и был относительно доступен широким слоям населения. По сравнению с наиболее распространёнными в то время дорожными велосипедами (В-110 «Прогресс», «Украина» и прочие), имел облегчённую конструкцию, более узкие шины, 4-скоростной механизм переключения передач (переключались ведомые звёздочки), ручные передний и задний тормоза в заводской комплектации. В то же время, по сравнению со спортивными велосипедами (типа «Старт-шоссе»), имел камерную конструкцию шин, что делало его более устойчивым к повреждениям при использовании на пересечённой местности и при некачественном дорожном покрытии.

Историю модели «Турист» делится на два этапа: первый — с начала производства в 1949 году по 1961 год, второй — с 1978 года и поныне. На первом этапе было выпущено три модели: В-31, В-32 и В-33.

Модель В-31 — первая и последняя односкоростная модель ХВЗ с механизмом свободного хода, выпускалась небольшими партиями, сейчас известно о всего нескольких сохранившихся велосипедах 1950 года выпуска.

Конструкция В-32 аналогична по геометрии раме В-31, но обладала оригинальным механизмом переключения передач на три скорости. На этой модели к концу её производства был заменён оригинальный переключатель «костяная нога» на телескопический, а так же были изменены конструкция передней вилки и форма коронки — она лишилась хромированного украшения.

Модель В-33 отличалась от В-32 исполнением узлов стакана, появилась узорная маска, были добавлены бонки удержания тросов, втулки приобрели классический вид для всей туристической линейки ХВЗ, вместо алюминия стала исполняться хромированная сталь, трещотка была заменена на кассету с таким же количеством звёзд, но с изменением числа зубьев. Одним из внешних отличий модели стала смена дизайна шильдика-эмблемы.

Различия старых моделей

Разберемся что есть Совесткий Турист 50го года серединный Турист 80го года и перестроечный Турист 89−90 года?

Турист Советский, настоящий 52 г. в. Отличная, добротная рама, тяжелые, мощные переключатели, тяжелый до ужаса, однако накат отличный, хорошо подобранные передачи. Чувствуется, что за халтуру могли и «пожурить. Качество чувствуется везде, даже в таких мелочах как обод колеса — для того что бы колпачок камеры не пропал-была сделана цепочка. После такого велосипеда действительно чувствуется „за что“ любили Турист — за надежность и неприхотливость.

Теперь перейдем к Туристу из 80-го года, велосипед заметно „полегчал“ все стало легким, воздушным, однако обода стали из пластилина, но рама не площает, качество окраски конечно удручает, однако, в целом — велосипед приемлимый, хотя, из 10 дней проведенным на нем от рассвета до заката. Здесь тоже можно понять любовь советских граждан — дефецит, по сравнению с тем, что было — турист, считавшийся полуспортивным, был чем то вроде Ракеты по сравнению с ПО-2.

Здесь уже любви не было — после развала СССР на рынок хлынули американские-китайские-немецкие велосипеды, и родной Харьков, за убогость 40летней конструкции, ненадежность, дичайщее качество просто вытеснили с рынка, в результате чего завод, как истинный „наш“ прекратил свое существование.

Какой же мы можем сделать вывод, товарищи? Несомненно, в начале своего выпуска ХВЗ В-32 Турист был подарком завода любимому народу, об этом горит все, качество, красота, надежность, однако в конце же, велосипед был явно „отпиской“, своеобразным „плевком“, почему нельзя было сделать нормальный велосипед, сделать хорошее качество изделия? Почему не применить хоть некоторые наработки которые копились в течение всего производства? К сожалению, эти вопросы остались без ответа, завода уже нет, однако эти велосипеды до сих пор колесят просторы родной страны. Страны, которой подарила им жизнь, но которой уже тоже нет.

Характеристики велосипеда Турист В-33

Кстати, рекомендуем:

1. Рама:

  • закрытая, стальные трубы, паяная;
  • база — 1090 мм;
  • высота — 560 мм.

2. Вилка передняя — из стальных труб.

3. Руль — дорожный или спортивный.

4. Тормозная система:

  • передний тормоз — клещевого типа, ручной;
  • задний тормоз — клещевого типа, ручной;

5. Колёса:

  • обода — коробчатые, стальные;
  • шины — 27» х 1 ¼" (32 х 622 мм);

6. Привод:

  • педали — дорожные облегчённые, литые с возможностью установки туклипсов;
  • задняя втулка — бестормозная с трещоткой;
  • переключатель передач — параллелограмного типа, двухроликовый;
  • ведущая звезда — 48 зубьев;
  • ведомые звёзды — 16, 20, 24 зубьев;
  • количество передач — 3;
  • цепь — втулочно — роликовая.

7. Седло — с мягкой или жёсткой покрышкой.

8. Вес (без дополнительного оборудования) — 14,0 кг.

9. Дополнительное оборудование:

  • сумка с инструментами;
  • звонок;
  • насос со шлангом;
  • генератор;
  • фара.

На велосипед на заводе устанавливался стальной багажник из проволоки, подножка, светоотражатели жёлтого цвета на спицы колёс и красного цвета на задний щиток колеса. В комплектацию входил насос и подрамная сумка с набором инструментов. На отдельные экземпляры устанавливалась фара и генератор электричества.

В наши дни

В настоящее время велосипед «Турист» купить довольно сложно, поскольку данная модель уже не выпускается.

В 1961 году произошла смена названия на «Спутник» в связи с космическими достижениями СССР. Первая модель — «Спутник» В-34 от своего предшественника отличалась изменением конструкции выноса, руль стал выполняться из алюминия, был убран декоративный гребень на крыльях, изменён параллелограмный задний переключатель со штатным креплением на раме вместо накладного. Все последующие модели являлись дальнейшим развитием уже существующих с изменением внешнего вида некоторых узлов и материалов, из которых они изготавливались. Так же вносились изменения в трансмиссию, в виде добавления ещё одной скорости и изменения конструкции системы. Геометрия рамы сохранялась до «Спутник» В-301, на котором перья задней вилки стали немного короче.

Предположительно, в 1977 году название «Турист» вернулось. Модель 153−411, кроме расположения манеток и дизайна, полностью повторяла «Спорт» 542−01, но при этом, модельный ряд «Спутник» выпускался параллельно, вплоть до конца 1983 года.

В 1980 году появилась модель 153−421, выпускавшаяся до 1987 года. Затем произошла смена дизайна без малейших изменений конструкции. Интенсификация производства в 1980-х годах сильно отразилась на качестве металла труб рамы.

Устройство спортивно — туристического велосипеда «Турист» 153 — 421

1. Рама — стальная с тонкостенными трубами, головной узел рамы цельноштампованный;

2. Вилка передняя — из труб с круглым сечением, легированные сплавы стали;

3. Руль — дорожный, стальной;

4. Колёса — обод коробчатого сечения, щитки колёс облегчённые;

5. Спицы — стальные, редуцированные с резьбой 2,1 х 0,4 мм);

6. Тормоза — ободные, кантилеверного типа;

7. Втулка заднего колеса — бестормозная, с четырёхступенчатой трещоткой, новым креплением звёзд к втулке;

8. Педали — стальные, дорожного типа;

9. Седло — полужёсткий каркас и мягкое покрытие из кожзаменителя;

Технические характеристики «Турист» 153 — 421

1. Высота рамы (расстояние между центральной частью каретки и верхом подседельной трубы) — 540, 560, 580 и 600 мм;

2. База (расстояние между центрами втулок колёс) — 1060 мм;

3. Шины — бортовые, размер — 622 х 32 мм;

4. Число зубьев задних звёзд — 16, 20, 22 и 24;

5. Число зубьев передних звёзд — 51;

6. Количество передач — 4;

7. Цепь — втулочно — роликовая 12,7 / 3,3 мм;

8. Шаг велосипеда — 3,11 — 7,94 м;

9. Масса туристического велосипеда — без дополнительного оборудования и принадлежностей — 14,5 — 14,7 кг.

Последняя модель, произведённая в СССР — 153−452, заключала в себе конструктивные решения, которые необходимо было ввести ещё в 1970-х годах — крепление багажника (устаревшая конструкция из-за слабого металла на модели 153−421 причиняла неудобства владельцам). Вынос, тормозная система, втулки, задний переключатель стали алюминиевыми и внешне повторяли детали флагманского спецзаказа, но хуже по качеству: практически все узлы велосипеда при значительном конструктивном потенциале были фактическим браком.

Велосипед Спутник

Но он отличается от Туриста. Турист и Спутник относились по советской классификации к спортивно-дорожным (или дорожно-спортивным) велосипедам, а Спорт и Старт-Шоссе — к спортивным. Говоря более современным языком, первые можно назвать гибридными велосипедами (гибридами или турингами), вторые — шоссейными (гоночными шоссейными).

Туристы и Спутники поставлялись только с обычными (для ХВЗ) рамами и в полной комплектации — с крыльями, багажниками. Туристы бывали с прямым и шоссейным рулем, Спутники, кажется, — только с «бараньими рогами». Изначально Туристы шли только с задними переключателями (4 передачи), а Спутники с двумя (8 передач). Позже, в конце 90-х появились модификации с 10 передачами. Колеса — 32−622, бортовые покрышки.

Текст подготовил Роман Борисов.
Опубликовано: Март 29, 2020.
Источники: ru.wikipedia.org, drive2.ru, velomasterclass.ru, agbike.spb.ru.
Рубрики: Марки и виды, Микрозаписи.

Производители: